Золотой юбилей на Яграх
За полвека ударной работы на благо страны узкопрофильный судоремонтный завод превратился в ведущее машиностроительное предприятие, специализирующееся не только на ремонте и переоборудовании кораблей и судов практически любых классов и назначения, но и на их строительстве. Диапазон технических возможностей «Звездочки» впечатляет. Здесь с одинаковым успехом выполняют заказы по строительству наземных и плавучих буровых установок, морозильных траулеров, гребных винтов, плавпричалов, понтонных мостов и даже оборудования для алмазной промышленности. В 2000 году был торжественно отрыт цех по огранке алмазов, а впереди главная цель – организация широкомасштабного производства бриллиантов на базе перспективных месторождений под Архангельском.
Роль «Звездочки» в становлении и развитии Военно-морского флота вообще невозможно переоценить. За время существования предприятия здесь отремонтировано и переоборудовано 113 подводных лодок, из которых 80 – атомоходы. К ремонту последних приступили в 1962 году, а уже два года спустя здесь впервые прошли переоборудование на ракетный комплекс с подводным стартом атомные подводные лодки К-11 и К-33.
По свидетельству наших противников по «холодной войне» – американцев, именно после этого их оценка нашего флота перешла на качественно новый уровень. Адмирал В.Студеман (в прошлом - глава Совета национальной безопасности США и заместитель директора ЦРУ), в частности, заявил на недавней конференции, посвященной «холодной войне на море»: «Мы всегда внимательно следили за развитием Советского флота. Помню, как нас здорово потрясло, когда мы узнали, что советские подлодки обрели возможность подводного старта ракет…»
Не удивительно, что еще в 1960-м Постановлением Совета министров №1200 «Звездочка» была отнесена к разряду особо важных строек Советского Союза. Возможности предприятия стремительно расширялись. В 1977 году впервые в отечественном судостроении атомный подводный крейсер К-140 был переоборудован под твердотопливные баллистические ракеты – прообраз ракеты Р-39, поступившей на вооружение тяжелых ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 941.
Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро предприятия «Онега» является ведущей отечественной организацией в разработке технологий ремонта подводных лодок. Именно поэтому «Звездочка» - пионер многих технических решений.
В 1970 году был выполнен ремонт и модернизация первого в мире атомного ледокола «Ленин» с заменой ядерной энергетической установки. Среди 76 надводных кораблей ВМФ и гражданских судов, прошедших ремонт, есть: эсминцы, сторожевые корабли, ледоколы, танкеры, научно-исследовательские и гидрографические суда. Построено 223 судна и плавсредства, в том числе: плавучий док, плавмастерские, понтонный мост через реку Печора, плавучие причалы, пять сухогрузов, два траулера проекта 50010, плавзавод для приготовления сублимированных кормов и многое другое. Своеобразным показателем возможностей верфи стало возрождение в 1972 году колесного парохода «Н.В.Гоголь» постройки 1911 года. Те, кому посчастливилось побывать на его борту, а еще лучше - поплавать, могут подтвердить то незабываемое чувство прикосновения к истории, когда оказываешься в его машинном отделении. Паровая машина не просто восстановлена в первозданном виде, но и работает как часы.
Само расположение «Звездочки» глубоко символично. Еще в XVI веке здесь в месте впадения Северной Двины в Белое море располагался порт Святого Николая - старейший морской порт России. Морское сообщение через Архангельский морской порт и собственные причалы наделяет верфь неограниченными возможностями по сотрудничеству с любой страной мира. Годом выхода на мировой рынок стал - 1991-й. Строительством корпуса бункерного судна был успешно выполнен заказ голландской фирмы, а в 1998 году в Финляндию были отгружены гребные винты типа «Азипод» для крупнейших в мире круизных суперлайнеров серии «Eagle». С 1999 года «Звездочка» выполняет ремонт индийских дизель-электрических подводных лодок проекта 877Э, а в 2003 году норвежской компании ”Inflot Worldwide Inc. Shipping» сданы два рыборазводных завода, и этим список экспортных заказов далеко не ограничивается.
10 сентября 1999 года торжественным открытием хранилища жидких радиоактивных отходов, модернизированного на средства Норвегии, ознаменовалась новая страница международного сотрудничества ФГУП «Звездочка». В церемонии открытия комплекса по переработке жидких и твердых радиоактивных отходов в 2000 году приняли участие уже представители 9 стран мира, в том числе: России, США, Великобритании, Франции, Норвегии и др. Спустя два года был открыт построенный на средства США береговой комплекс по выгрузке отработанного ядерного топлива с атомных подводных лодок, подлежащих утилизации. Увы, на плечи «Звездочки» возложена и эта печальная процедура. Уже утилизировано 22 атомных подлодки, выведенных из состава ВМФ России.
В ходе недавнего рабочего визита на «Звездочку» российского премьера Михаила Фрадкова предприятию выстроены стратегические приоритеты, среди которых едва ли не главный – стать настоящим сервисным центром по ремонту, модернизации, переоборудованию и обслуживанию кораблей ВМФ России и дружественных ей стран, располагающих кораблями нашей постройки. Помимо широких технических возможностей предприятие обладает и правом самостоятельной деятельности по заключению контрактов с зарубежным партнерами. Так что перспективы очевидны…
Тот, кто начинал свою производственную деятельность в 1954 году наверняка бы не узнал в сегодняшней «Звездочке» небольшие судоремонтные мастерские, к причалу которых тогда встали: подлодка, два больших охотника и ледокольный пароход "Прончищев". И это, как мы видим теперь, было лишь началом большого пути.
Пожелаем же «Звездочке», ее славному коллективу и многолетнему руководителю – неутомимому Николаю Яковлевичу Калистратову всяческих успехов на этом пути во благо Родины!
Сергей АПРЕЛЕВ
Фото автора