Облсобрание: итоги и перспективы. Эрнест БЕЛОКОРОВИН
– Эрнест Анатольевич, при принятии областного бюджета-2005 вам придется в значительной степени перекраивать сложившиеся годами подходы. Ведь основная тяжесть выплат льготникам теперь ляжет на областной бюджет, и ведь не факт, что федеральные трансферты целиком покроют эти грандиозные затраты?
– Абсолютно с вами согласен. В целом в законе о снятии льгот и выплате денег есть разумное зерно, у Правительства, наверное, есть основания, мотивация, чтобы это сделать. Но это нужно делать взвешенно. Если мы понимаем, что даже по минимальным расчетам эти прибавки не компенсируют всех льгот, то зачем это делать? Ведь это не гуманно, это антинародно, мы забираем у людей деньги. Почти каждый третий в области – пенсионер. Если бы они предложили не 400, не тысячу, а три-четыре тысячи рублей, то люди бы согласились. Понятно, что не все люди пользуются льготами, но должна быть достойная компенсация.
И этот закон не решает всех проблем. Сейчас транспортники регулярно стоят у администрации. Я разговаривал с мэром Архангельска Олегом НИЛОВЫМ. По закону «О ветеранах» запланировано 47 миллионов рублей на погашение проезда льготников. Выделено 22, а 25 – дефицит. А где их брать?
Кстати, уже конец сентября, а проекта областного бюджета мы так и не видели. А ведь все надо сделать, по закону, до 15 октября. Времени совсем мало осталась. Это – одно из последствий смены власти в регионе. Плохо, что нет преемственности, что новая команда начинает все фактически с чистого листа.
– В последнее время вы часто и довольно резко выступаете на тему муниципального транспорта. С чем связано такое внимание депутата к несчастным троллейбусам и автобусам?
– Вот у меня лежит на столе коллективное обращение жителей округа – соломбальцев, смысл которого можно свести к одной фразе: верните городу муниципальный транспорт! Как же я могу не слышать своих избирателей?
При принятии законов надо быть ответственными. Надо знать, где брать финансы на погашение, финансирование. Иначе рушатся предприятия. Вот трамвайно-троллейбусный парк. Там сейчас введено внешнее управление. Тем самым опять уводят имущество города. Я спросил у мэра, контролирует ли он, что там делается? Ведь это народное имущество – троллейбусы, ремонтная база, административные здания, мощности, столбы и пр. Он сказал – нет, это уже внешнее управление, там уже другой закон.
Значит, через вот эти ходы к муниципальному имуществу придут люди, структуры, которые будут его «уводить». Я считаю, что это в корне неправильно. Мэрия должна контролировать все муниципальное имущество. Вы, Олег Васильевич, сказали, что уберете трамвай, пустите троллейбусы. И где эти троллейбусы? Это абсолютно неправильный подход.
Я – депутат облсобрания от Архангельска, потому и волнует меня судьба АМТТП. Почему надо сохранить муниципальный транспорт? Назову лишь три причины. Во-первых, никакой частник никогда не выйдет на дальний убыточный маршрут, где низкий пассажиропоток и надо поздно заканчивать рейсы. А как, скажите, попадать людям в центр города и обратно с Гидролизного, из Маймаксы, со второго лесозавода, с Фактории? Уже сегодня многие частные автобусы заканчивают движение к 21.00 – это их право, заставить возить поздно вечером по пять-семь человек за рейс их никто не сможет. Но ведь жизнь в городе не замирает к девяти вечера! Многие работают допоздна, кто-то поехал в гости, по делам. В конце концов, магазины нынче не в семь вечера закрываются… Решить эту проблему может только муниципальный транспорт.
Во-вторых, только на муниципальном транспорте мы можем предусмотреть какие-то льготы для ветеранов, инвалидов, школьников и прочих социально незащищенных граждан. Сделать для них льготные проездные, билеты не по шесть-восемь рублей, а, к примеру, по четыре-пять… Это и есть социальная защита населения в чистом виде! Можно и нужно предусмотреть в бюджете погашение этой разницы в цене.
И, в-третьих, давайте посмотрим, как там у соседей? Может, мы правильно делаем, что губим на корню муниципальное трамвайно-троллейбусное предприятие? Да нет, не так! У соседей в Вологде, Сыктывкаре, Ярославле, да вообще по всей России муниципальный транспорт работает. Да, не без проблем, да, он заведомо убыточный, но эта практика существует во всем мире! Убытки покрывают муниципальные бюджеты, это нормально, ведь транспорт существует для горожан. А не горожане – для транспорта.
– Все-таки давайте вернемся к основной теме – выборам. Вам не стыдно смотреть в глаза избирателям после четырех лет депутатства?
– Совсем не стыдно. Я считаю, что в нашем 9 округе сложилась нормальная рабочая система взаимоотношений между депутатом и его избирателями. Мое «ноу-хау» простое: четвертый год действуют общественные приемные: в здании Соломбальской администрации и в помещении 1-й школы в Октябрьском округе. Скоро откроют свои двери еще две общественные приемные: на Бревеннике и Гидролизном, потому что по новой нарезке округов эти территории «прирезали» к Соломбале. Кстати, мне же достались и самые проблемные лесозаводы на окраинах… Будем работать! В этих приемных людям дают бесплатные юридические консультации, счет идет уже на тысячи. Вот это – конкретная помощь: как составить иск в суд, какие документы собрать для перерасчета пенсии, как заставить платить мужа-алиментщика… Вопросы все из жизни, никто почему-то не спрашивал, когда откроют Севморпуть…
Я регулярно встречался с коллективами избирателей, проживающих в Соломбальском и Октябрьском округах, рассказывал в газетах, по радио и ТВ о своей депутатской деятельности, каждый год в обязательном порядке отчитывался перед населением. Мне есть, что сказать людям!
Помните мою предвыборную «фишку»: «Отремонтируем Кузнечевский мост»? Я еще на плакат снялся на фоне этого моста. Так вот, мост отремонтирован, мы добились этого от мэрии.
Я могу отнести в свой актив День Соломбалы и возрождение Первянских гуляний в Кемском поселке. Это такие праздники, особенно для ветеранов! Мы спонсировали и организовывали проведение Соломбальской эстафеты, Майской эстафеты, Поморских стартов и Зарницы.
Для ряда школ Архангельска постоянно выделяются средства для ремонта школьных помещений и оформления наглядных материалов. Ежегодно проводится конкурс «Лучший воспитатель детского сада» – корреспонденты были на подведении итогов и видели, как приятно получать от депутата Почетную грамоту, денежную премию и подарки для группы. Стимул есть лучше работать!
Мне в работе очень помогает актив, больше, конечно, пенсионеры, у которых есть свободное время. Собирают людей в домовые комитеты, следят за порядком и чистотой во дворах и подъездах, организуют вместе с нами праздники… Это и есть реальное местное самоуправление.
Много, что сделано, оказывали и материальную помощь не раз и не два, особенно детским учреждениям – там надо стиральную машину купить, здесь – ограду отремонтировать, сюда дрова завести и крышу перекрыть. Само собой, денег не хватает, я ведь депутат без зарплаты, трачу собственные деньги, а жене это не всегда нравится. Она считает, что могла бы жить и получше. Права, наверное…
Хорошо бы было сделать как в Питере: депутату из бюджета в распоряжение выделяется ежегодно определенная сумма, скажем, тридцать тысяч (в северной столице это три миллиона), вот из них он и оказывает адресную помощь своим избирателям. Что-то вроде губернаторского фонда. Депутат лучше знает, кому и когда эти деньги нужнее, тем более, все это под контролем казначейства, не по назначению не используешь, на себя не потратишь.
– Вы сами точно решили идти на выборы?
– Да, в восьмом округе, уже готовлю документы для избирательной комиссии. Тем более, что нерешенной осталась, наверное, самая больная проблема – ветхое жилье. За четыре года здесь ситуацию изменить невозможно. Посмотрите сами: сотни домов постройки тридцатых-сороковых годов, есть еще и начала века… Памятниками архитектуры эти бараки не назовешь.
Не соглашусь с теми, кто говорит, что выхода нет, мол, будем доживать и умирать в этих халупах. Должна быть нормальная областная программа. Выход здесь – ипотека. Из 89 регионов 60 занимаются строительством ипотечного жилья. А у нас что? Вон на юге области да в Северодвинске. И все. Необходимо проработать возможность получения кредитов в банках. Например, банки дают кредиты под 18 процентов годовых на 15 лет. Из областного и федерального бюджетов необходимо выделять заемщику 12 процентов на погашение кредита. Ему остается погасить всего шесть. Выгодно это? Конечно, выгодно, если кредит дается на 15 лет. А сейчас те условия кредитования, что предлагают, практически неподъемны не только для молодых, но и для большинства населения.
Что касается жилья для молодежи, то есть такая федеральная программа «Жилье для молодежи». Я занимался этой программой, работая в Молодежной палате Госдумы. В правительстве говорят: «Определите в своей местной программе сумму из областного бюджета для строительства квартир молодым, передавайте нам документы, и мы из федерального бюджета выделим вам такую же сумму». Т. е. получится 50 на 50. Но, к сожалению, наши власти плохо работают с федеральным бюджетом. Там очень много программ, просто необходимо плотно работать в этом направлении. В местном бюджете денег нет, а там их много. Необходимо писать технико-экономические обоснования, ходить, убеждать, доказывать. А у нас получается, что люди для этого есть, но мы в этих программах не участвуем.
– И последний вопрос. Люди идут в политику по разным мотивам. Зачем вам депутатство, чтобы защищать и расширять свой бизнес?
- Судите о человеке по делам его. Вот я депутат областного Собрания, как я использовал свое положение? Что себе «пробил» за это время? Зарплату в 30 тысяч? Нет, я – на неосвобожденной основе, все, что у меня есть в Собрании – стол и стул, даже работу приемных я оплачиваю из своего кармана. Всё, чего я достиг в бизнесе, я получил не благодаря депутатству. Никаких привилегий из бюджета, никаких подарков, льгот и скидок не перепало. Для меня депутатство – общественная нагрузка, а не способ набивать карманы.
Виктория КРЕТОВА