Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. Кисловодский фарфор

…Электричка прибывает практически в центр города, и от вокзала нужно пройти 300 метров, чтобы очутиться на Курортном бульваре – здесь происходит все самое интересное. Торговцы фарфором, цветами, мороженым и книгами, а также местные художники со своими работами кучкуются вокруг питьевой галереи – симпатичного здания в готическом стиле. Его строгий облик смягчается зеленью деревьев и пестрой толпой вокруг. 5 минут под горку – накануне я увидела здесь совершенно очаровательную вазу. Изящная форма, грозди винограда. Вроде просто, но эта работа, как и все на этом лотке, существенно отличалось от остальной фарфоровой массы. Приобрести не успела – до электрички оставалось 3 минуты, уже темнело и перспектива час в сумерках ждать следующего поезда, а потом пробираться в темноте к санаторию привлекала не особенно. Поэтому сегодня первым в плане - тот самый лоток под грибком. Не успели подойти, как хлынул ливень – настоящий тропический. Сама под грибком, а рюкзак на улице. Пока рассматривали вещички, разговорились с продавщицами. В итоге нас пригласили посмотреть, как же делается кисловодский фарфор. Но дождь, да и ехать, оказалось, нужно на окраину Кисловодска. А в такую погоду, пусть и тепло (местные жители, правда, со мной в отношении температурного режима категорически не соглашались), хорошо сидеть где-то с чашечкой настоящего горячего кофе, благо здесь таких местечек немало. Туда мы и отправились. Из кафе вышли только после окончания ливня. В голове мысль такая – если Аня, которая нас приглашала, еще не ушла – отправимся смотреть на процесс производства фарфора. Если ушла – значит, не судьба. И сталкиваемся с ней в начале улицы. Опять начинается дождь. Автобус, отчаянно сигналя, петляет по улицам, почему-то наполовину перегороженным какими-то плитами. Остановок через 5 дорогу запоминать прекращаем – общественный транспорт вывезет. Аккуратная узкая улочка умыта дождем, вместо тротуара – сердитая маленькая горная речка. Фарфоровая фабрика располагается прямо дома. В прихожей и гостиной на полках, столах, скамейках, полу и подоконниках стоит огромное количество вазочек, конфетниц, подсвечников, чайничков, статуэток и миниатюр. Все тоненькое, хрупкое, изящное – действительно ручная работа. Как рассказывает наша хозяйка – Аня - в последние годы некоторые художники, поработав на крупных кисловодских фарфоровых фабриках, занялись самостоятельным производством. Так поступила и Нателла – хозяйка маленькой фабрики «Анна». Назвала мини-завод в честь мамы, которая нас пригласила на экскурсию. Работают здесь родственники и подруги хозяйки – тоже художницы. Одна мастер по росписи, другая – по золочению. Сейчас обмениваются опытом – в этом мастерстве ценятся многостаночники. Нателла, по словам мастериц, знает весь процесс досконально. Мастерицы работают в просторной пристройке к дому. Она едва ли не больше жилого помещения. А печь для обжига вынесена в отдельную, как говорится, хозпостройку. Печь огромная, от нее веет какой-то стариной и особой обстоятельностью. Чувствуется, что это место – главное. Рядом на лавках, столиках, скамейках и просто на полу выстроились в ожидании огненной процедуры армии обезьянок с лукавыми мордашками, узеньких и пузатых вазочек, чайников, египетских танцовщиц, подсвечников и совершенно очаровательных лесовичков в шляпках, позаимствованных у грибов. В мастерской происходит все остальное. Здесь замешивается глина. Для этого используется старая советская стиральная машина. Многие увозят такие на дачи для хранения всякой всячины – выкинуть жалко. Что меня несказанно поразило – оказывается, белую глину – шликер – сырье для производства кисловодского фарфора, везут из Дулёво, Ликино-Дулёво. Это в Московской области. Перемешанная глина, напоминающая по консистенции сметану, заливается в гипсовые формы. 5 минут и фигурка, вернее, черновик фигурки, готов. Белые полуфабрикаты очень хрупкие – достаточно небольшого давления, как они рассыпаются в прах. Прах отправляется в старую стиральную машину. Первый обжиг именуется утиль. Температура при нем самая низкая – 580-600 градусов. При ней из мягкой глины выпаривается влага и получается черепок. Фигурки становятся крепче и начинают звенеть. На следующем этапе будущие вазочки и статуэтки покрываются глазурью и вновь отправляются в печь. Второй обжиг – политой – проводится при 1340 градусах. Из этого жара полуфабрикаты выходят гладенькими и переливающимися. Их ждут краски и золото. Жидкое золото по цвету неотличимо от йода. Завершает процесс третий обжиг – золотой – при 760 градусах. Золото обретает блеск, а краски становятся своего истинного цвета. Кстати, готовое изделие на 13 процентов меньше полуфабриката. Он вроде как усыхает, испаряются и выгорают все органические примеси и остается только глина. Тонкая и звонкая. Совсем не похожая на те аляповатые сервизы, которые добираются до Архангельска. Ирина СКАЛИНА ФОТО автора Продолжение следует… Начало Путевых заметок по Кавказским Минеральным водам Ирины Скалиной читайте здесь: http://www.rusnord.ru/show.html?id=7031&go=2 http://www.rusnord.ru/show.html?id=7085&go=2

 

 

 

 

 

 

 

Смогут ли оправдаться финансовые вложения в золото? Какая котировка нефти в США? Колебания курсов евро и доллара? Обо всем этом и о многом другом можно узнать на новостном портале финансовых новостей https://finnews.today/ . Только самые свежие и актуальные новости.


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Декабрь 2019 (93)
Ноябрь 2019 (256)
Октябрь 2019 (292)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)



Деньги


все материалы
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20