Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Северодвинский "Экспромт", или Арктический вояж-2

НОВАЯ ЗЕМЛЯ Наконец, на горизонте показались покатые вершины горных кряжей вожделенного архипелага. Берег подступал все ближе, да и ветер, отошедший к Осту, позволил несколько ускорить движение. Уже на подходах к мысу Лилье, ставшему своеобразными воротами Губы Белушьей, на "Экспромте" обнаружили «подводную лодку», неподвижно застывшую слева по курсу яхты... Похоже, командир с помощником изрядно соскучились по родной "Казани". По мере приближения "субмарина" все явственней оказывалась островом Подрезова, что, впрочем, мало кого расстроило. На радиозапрос о месте швартовки местный пост НИС (наблюдения и связи) ответил гробовым молчанием. Морякам ничего не оставалось, как самостоятельно ошвартоваться в удобном на их утомленный взгляд месте. Рано или поздно, но местное командование, наконец, узнало о "визите доброй воли". И вот тут на отважных мореходов обрушились вполне заслуженные почести. Знатная русская баня оказалась лишь скромной увертюрой в хороводе праздничных мероприятий, учиненных по случаю завершения первого этапа похода. В первый же вечер начальник гарнизона устроил праздничный банкет в честь дорогих гостей. Его заместители получили строгий наказ организовать мореплавателям полноценный отдых и постараться угадывать каждое их желание. И уже первое желание - "увидеть белого медведя", несмотря на относительную сложность, было немедленно удовлетворено. Не успели наши герои, раскрасневшиеся и взволнованные теплым приемом, разместиться в каютах стоявшего по соседству военного транспорта "Яуза", как с пирса раздался оглушительный крик начальника штаба: - Всем на берег, смотреть медведя! Оказалось, что слухи о прибытии яхты достигли чутких ушей истинных хозяев Арктики. Один из них, видимо, разведчик, приблизившись к борту "Яузы", принялся что-то напряженно высматривать, за чем его и застал опытный военачальник. Поднятый по тревоге экипаж "Экспромта", преследуя в попытке сфотографировать бедное животное, так его напугал, что повторных попыток контактов со стороны белых медведей отмечено не было. Невзирая на прослушанную на сон грядущий лекцию о коварстве полярных хищников, преследующих свои жертвы со скоростью курьерского поезда, моряки мгновенно и безмятежно заснули. Впервые за десять дней не в "гробах", а в теплых постелях, заправленных настоящим бельем. Лишь одного из них - юного Артемку до глубины души тронул рассказ о печальной судьбе матроса Х, съеденного злобной медведицей прямо на караульной вышке вместе с автоматом "Калашникова" в недалеком 1998 году. Глубоко заполночь он вскочил в холодном поту, огласив каюту истошным криком, и только рассудительный Костя Мошков, сообразив, что к чему, нашел нужные слова чтобы успокоить соплавателя: - Не хрен было её медвежонка обижать. Слыхал ведь, она этого матроса целый год отслеживала. Чуток до ДМБ не дотянул, бедолага... Наутро воины новоземельского гарнизона приветствовали хорошенько отдохнувших яхтсменов настоящим парадом. На гарнизонном плацу Артем Кабалин поднял флаг «Звездочки», а капитан яхты Игорь Кравцов произнес речь, сердечно поздравив присутствующих с 40-летним юбилеем полигона. 31 июля 1954 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли закрытое постановление, о начале строительства "Объекта 700" - прообраза Государственного Центрального Полигона России (ЦП). На какое-то время становище Губа Белушья, откуда спешно выселили коренное население, превратилось в засекреченную "Амдерму-2" (она же - Архангельск-400). Затем командование полигона организовало для гостей экскурсию. У обитателей Большой земли наверняка возникнет вопрос: что может быть интересного в зоне вечной мерзлоты? Кроме уникального заполярного пейзажа, чем-то напоминающего марсианский (красноватые холмы с разноцветными вкраплениями), многое в этих местах способно поразить. К примеру, жилищно-коммунальное хозяйство городка. На каменных глыбах, обильно поросших мхами, возвышаются стандартные пятиэтажки, выкрашенные яркими разноцветными красками. Чтобы поддержать пристойный вид, приходится их постоянно латать, утеплять и подкрашивать. "На дворе" дует почти всегда, сильно и отовсюду. Зато новоземельская школа - целый комплекс, оснащенный по последнему слову техники, с огромным спортзалом, зимними садами и адаптационным корпусом для первоклашек. В классах - телефоны, чтобы родители, занятые службой, могли справиться о состоянии своих чад. Детский сад напоминает магазин «Детский мир». Сейчас его посещают 65 ребятишек, но детское население гарнизона заметно увеличивается, и скоро в этом чудо-доме не будет хватать мест. О казармах полигона и вовсе отдельный разговор. - Если бы командование Беломорской базы увидело обустройство местной гауптвахты, его хватил бы удар! - с жаром вспоминает капитан. - Место сие больше напоминает гостиничный номер с евроремонтом... В то же время окрестности городка завалены грудами ржавого железа. Это кладбище техники, по которой можно проследить развитие не только Центрального полигона, но и советской автомобильной промышленности за весь послевоенный период. А, в самом деле, куда все это девать? Не везти же обратно на Большую Землю! Выход «Экспромта» был спланирован на утро 23 августа, что позволяло надеяться вернуться в Северодвинск к юбилею предприятия-спонсора. Однако именно к этому моменту коварный норд-ост нагнал в губу Белушья огромную массу льда из пролива Карские Ворота. ПЛЕН Из дневника капитана: «Итак, мы попали в ледовый плен. Дальнейшие планы рушатся, а день обратного выхода становится величиной неизвестной... Пришлось согласиться со стихией и ждать изменения ветра... Из-за резкого снижения температуры воздуха проживание на яхте невозможно. Нас приютил командир «Яузы» Сергей Мараковский. Но нет худа без добра, наши спортсмены смогли посмотреть Олимпиаду в теплой кают-компании корабля..." Выход из Губы Белушьей задержался почти на неделю. Льдины 3-4 метровой толщины угрожающе толклись вокруг стального корпуса "Яузы", прикрывавшего утлое суденышко от смертельной угрозы. На пятые сутки пребывания в гостеприимной гавани забрезжила какая-то надежда. Зарождающийся циклон сменил направление ветра, а зюйд-вест завершил "благородное начинание". Огромное ледовое поле, приблизительно 50-километровой длины, медленно поползло на север. Сердечно попрощавшись с гостеприимными хозяевами, экипаж занял места по "боевому расписанию" и вскоре "Экспромт" уже лавировал под мотором меж редких льдин, остававшихся в Губе Белушьей. - По моему, ребята, нам снова крупно повезло! - торжественно произнес капитан, когда экипаж сдвинул символические чаши на траверсе мыса Лилье. - За удачу! Однако радость путешественников оказалась явно преждевременной. Часа через три ледовая обстановка стала стремительно ухудшаться. Не пройдя и 40 миль курсом по направлению к базе, яхта вновь оказалась в ледовом плену. Теперь уже в открытом море. К счастью, море было спокойным, не более двух баллов, а усиливающийся норд-ост, превратившись в попутчика, способствовал оптимистическим прогнозам. И вскоре они сбылись! Ледовое поле постепенно редело, и через пару часов "Экспромт" уже под всеми парусами резво побежал нужным курсом в хороший бакштаг. Опустим описание шторма, который на сей раз был попутным, скажем лишь, что на подходе к траверзу острова Моржовец, что в горле Белого моря, стало ясно - есть шанс попасть на юбилей "Звездочки". Было ясно, что лучшего изъявления благодарности шефам, без которых сама идея похода осталась бы несбыточной, не придумаешь. Добрым предзнаменованием показался и юный кит, целые сутки сопровождавший яхту, резвясь и играя. Видеоколлекция чудес, запечатленных экипажем в плаваниях, заметно пополнилась. Вспомнилось НЛО, увиденное в полярном небе по возвращении с Соловецкой регаты. Вскоре встретились архангельские рыбаки, промышлявшие семгу. Они выглядели устало и, по их словам, испытывали устойчивое отвращение к рыбным блюдам. Поэтому решение яхтсменов передать им часть консервов была встречена "на ура!". В благодарность рыбаки охотно поделились уловом. На борт "Экспромта" перекочевало полтора десятка огромных рыбин. Рефрижератора, как вы понимаете, на яхте не было в силу естественных причин. "Вот теперь точно пора домой!", - единодушно заключили моряки. Поздним сентябрьским вечером «Экспромт», салютуя фальшфейерами и разноцветными огнями сигнальных ракет, подходил к причалу «Звездочки», где ошвартованы могучие атомные субмарины. На их фоне яхта откровенно смотрелась как игрушечная. На лицах встречавших, среди которых было немало высоких гостей, съехавшихся на юбилей знаменитой судоверфи, читалось недоумение. - Какая же она маленькая! - воскликнул Николай Шумков, заядлый яхтсмен, начальник управления федерального космического агентства и главный навигатор России. - Здесь в Белом море глубины небольшие, но волна крутая, нехорошая. Про Баренцево вообще молчу... Сойдя на берег, герои мгновенно очутились в дружеских объятиях. Капитан доложил об успешном решении задач похода и торжественно вручил Николаю Калистратову "свежевыловленную" семгу. Гендиректор "Звездочки" - большой любитель парусного спорта, страстно желающий его возрождения, заключил: - Это наше, поморское, дело. Мы должны поддерживать энтузиастов, помогать привлекать в парусный спорт мальчишек и девчонок. Северодвинск - место довольно суровое, у нас здесь только два плюса - море и люди. А парусный спорт - как раз то, что эти плюсы объединяет. Другой бывалый яхтсмен - Владимир Гинсбург - генеральный директор ОАО «Казанский электротехнический завод», не поверив своим глазам, подошел к самому борту «Экспромта», оценивая его размер. А, услышав доклад командира экипажа Игоря Кравцова о том, что поход к Новой Земле завершен успешно и флаг «Звездочки» водружен на флагштоке новоземельского гарнизона, широко развел руками: "Вы, ребята, просто герои!" Редкое судно могло похвастаться таким количеством VIP-персон, встречавших его из похода. Все они приехали на 50-летие «Звездочки», поскольку по роду своей деятельности связаны с этим предприятием. Среди встречавших оказались: Юрий Савченко, главный советник президента России, академик Владимир Пешехонов - директор ФГУП «ЦНИИ «Электроприбор», профессор петербургского МГТУ - Владимир Макаров, Александр Кирьяков, замгендиректора владивостокского ОАО «Варяг» и многие другие. Усталые, но довольные яхтсмены, изрядно обросшие щетиной, наконец, расслабились и неспешно делились впечатлениями. Сергей Бармин: "Нам здорово повезло - успели проскочить на Новую Землю прямо перед ледяными полями. Было бы обидно больше недели штормовать, чтобы потом, не дойдя несколько миль до Новой Земли, развернуться и топать обратно ни с чем..." На правах старого знакомого спрашиваю Игоря Кравцова, не знаменует ли этот поход точку в его флотской карьере: по слухам, он собирается уходить в запас. Бывалый моряк лукаво улыбается: - В любом случае будем возрождать парусный флот России! Завершаю свой рассказ немудреными строками песни, написанной капитаном во время похода. Вернулись в срок, второго сентября. За нами мили трудные, как рабство. Мы это сделали, друзья, отнюдь не зря, На том стоит морское наше братство! Сергей АПРЕЛЕВ

ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Декабрь 2019 (44)
Ноябрь 2019 (256)
Октябрь 2019 (292)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)



Деньги


все материалы
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20