Сегодня - Рождественский Сочельник
Уродилась кутья накануне Рождества!
Кутья - это обрядовая еда. Кутья почиталась как хранительница здоровья. Приносила большуха ввечеру 6 января зерна, в ступу ссыпала. А мужик тем временем по воду шел. С зерен шелуху ободрать, о здоровье родных и близких задумывать было в обычае этого вечера. А после кашу варили. Меду добавляли, соку конопляного, коровьего масла.
Томилась каша в протопленной русской печи. И пахла она дурманно, сладко. В ней таились и солнце, и чистота природной водицы. Эта обрядовая еда должна в животе тепло держать, не дать нутру исхудать. Кутья уродилась - и день уродился. И год в гору попятился. А худая кутья - сверху без поджаристой пенки, впалая в горшок - сулила худой год. Без кутьи в избе зябко, неладно.
В рождественский сочельник не едят до первой звезды. Торжественный ужин не отличается большим разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе - кутья. "Для вечерней трапезы готовится доселе из круп каша, а из пшена и ячменя - кутья сочельницкая",- писал еще в начале прошлого века И. Сахаров. Обязательной принадлежностью рождественского стола были и фигурки из теста: "В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок родным". Это сведения по Архангельской губернии, но практически то же самое с незначительными местными вариациями зафиксировано и в других русских губерниях. В Подмосковье, к примеру, "в первый день Рождества печется ряд мелких коров, одна большая фигура коровы и две большие фигуры овец. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и даст скоту".
После серьезной части за домашним столом - начиналось святочное веселье. "Пришли колядки - блины да ладки (оладьи)", то есть наступила пора взаимных угощений, веселия и радости.
Приметы на святочное время:
На Святой вечер из дома хозяину уходить не годится, а то, мол, скотина по весне будет по лесам да болотам плутать.
Много звезд ввечеру 6 января - деревенские люди судили: "Много ягод будет летом, хорош будет приплод у скотинки".
Девица на кутью слушала, откуда собака залает. Мол, в той стороне жених надумывает сватов к ней засылать. Пелось с наступлением святок: "Гадай, гадай, девица, отгадывай, красная, в какой руке былица?"
Зимние Святки - забота хозяйки углядеть за скотиной, оградить от sилы нечистой коровушку и свинью, овец и кур.
Гнутой работы о Святках не делали, было поверье - приплода не будет.
На святой вечер ткать - несчастью угождать.
Глядели: Темные святки - молочные коровы, светлые святки - ноские куры.
Первый блин под Рождество хозяйка овцам несла, через серп ломала, чтобы овечью шерсть овинный домовой не таскал. Но и животные, и птицы могли как бы предвещать горькое, и наоборот, от человека недоброе гнать. Они порой будто знали путь, что вернее.
В избе держали трехцветную кошку. Верили, что с ней хоть с плошку, да будет благополучия. А когда семишерстную кошку в избу приносили, то примечали: с ней счастье из избы не отлучается. Жива до сих пор в деревне такая примета - в нежилой дом сперва пускали ночевать кошку и петуха и лишь после считали - будет в нем жизнь легка. Во всех сказках с пением первого петуха пропадает нечистая сила, отступает морока, и деревня просыпается.
Источник: "Русская традиция"