Сегодня анализировалась работа главного транспортного предприятия Архангельска
Представитель предприятия Марина ЗАЛЕСОВА сообщила, что в 2004 году предприятие сработало с убытком более чем в 18 млн. рублей. Однако если бы АПАПу выплатили все долги за предоставление льготного проезда, прибыль составила бы 20 млн. рублей. Согласно актам сверки, за провоз льготников на городском транспорте долг предприятию составляет 37,8 млн., в целом – 39 млн. рублей. Самая большая задолженность – по ветеранам РФ (долг по ветеранам области – 9 млн., инвалидам – около 1 млн., немного – за «чернобыльцев»). Кроме того, по ветеранам РФ и Архангельской области сохранился долг за 1999 и 2001 годы в размере 6,3 млн. рублей. Основная часть средств предприятия расходуется на выдачу зарплаты, затем на приобретение ГСМ, оплату договоров аренды и лизинга подвижного состава. Основные убытки приходятся на пригородный и городской транспорт. Так, на городском транспорте убытки покрываются прибылью только на 30%, на пригородном – на 50% и на междугородних перевозках – на 70%. По междугородним маршрутам предприятие сработало с прибылью в 3 млн. рублей. В январе и первой декаде февраля по всем видам перевозок наметился рост доходов. Если сравнивать только объемы пассажиров, приобретающих билеты, то по городу перевозки выросли на 59%, пригороду – 36%, межгороду – на 39%. В то же время, на начало 2004 года тариф составлял 5 рублей. Если сравнить аналогичный период 2004 года, то, по словам Залесовой, пассажиропоток сократился примерно в полтора раза. И потери связаны с обилием частных перевозчиков. Залесова также отметила, что если в 2004 году коэффициент наполнения автобусов составил в среднем 0,66, то в январе он был еще ниже. С другой стороны, на спад перевозок повлияли «думские каникулы» с 1 по 10 января. В идеале, коэффициент должен приближаться к единице, но не превышать ее. Ожидается, что за январь расходы предприятия составят 18-19 млн. рублей (точные данные будут в конце февраля), а доходы – порядка 10 млн. рублей. Вся разница – убыток предприятия. Вообще, заметила Залесова, АПАП-1 работал с прибылью только до 1978 года. В 90-е годы начались выплачиваться дотации, и сейчас речь идет о доведении работы предприятия хотя бы до нулевой рентабельности. Начальник городского управления транспорта и связи Владимир ПОДШИВАЛОВ заметил, что одна из основных задач здесь – привести в соответствие расходы с доходами. Так, только на первую декаду февраля доходы составили 1,7 млн. рублей, а расходы – 3,4 млн. также предприятию необходимо увеличивать количество подвижного состава на маршрутах. Сейчас, например, на маршруте N9 число автобусов увеличено до 15 единиц. Планируется пополнение и подвижного состава на маршруте N15. Необходимо рассмотреть и все пути для увеличения автобусного парка предприятия. Сейчас на АПАП-1 около 100 автобусов. Это будет содействовать и оптимизации работы с частными перевозчиками. На данный момент на ряде маршрутов частники работают по договорам с АПАП-1. Если бы у муниципального предприятия был достаточное количество подвижного состава, они сами могли бы «закрывать» эти маршруты. Руководитель штаба Владимир ВОЙКОВ также предположил, что можно просчитать, насколько будет целесообразным переход на газовое топливо – возможно, будет выгоднее приобрести окупаемую газовую установку, чем копить долг за бензин и ДТ и в целях экономии сокращать число выходов на маршрут.