Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Простые не-истины. «Игра в правду» Виктора Шамирова

Но такая игра хороша, когда всё ещё впереди, и почти ничего позади. А если за сорок? А если самые творческие и плодовитые годы совпали с тектоническими изменениями по типу «перестройка». А если с института у тебя остались друзья, которые тебе ближе родственников? Вот где скелеты в шкафу, никаким Форсайтам не снилось...

Об этом снял фильм Виктор Шамиров, от его «Упражнений в прекрасном» (http://rusnord.ru/2012/2/31463 ) мои пальцы ног сами собой поджимаются. Та картина провалилась в прокате, простой зритель не повёлся на сюжет о театральном «чёсе» по провинции, а для меня это как встреча с детством. И тут ожидал того же эффекта. Тем более, что рос я в славную эпоху телеспектаклей. И театры не дёргались, что посещаемость от этого упадёт, наоборот, супер-реклама. У меня в конце 90-х была идея этот жанр возродить, хотя бы на кассетах для глухой провинции, деньги на производство фракция в Госдуме готова была выделить.  Так главные режиссёры только руками махали - «весь бизнес нам подорвёте». Притом, что есть в необъятной стране места, где дети о театрах только читали. И с кем, скажите, после этого мастера нашей культуры?!

Собственно, театральный режиссёр-антрепризник Шамиров переносит в киноформат то, что перед этим воплощает на сцене. Картинка в «Игре...» мне показалась не кадром, а именно сценической декорацией - двухкомнатная квартира в старом доме без стен (чтобы зрителю всё было видно) с перспективой милого одесского дворика. Диалогов типа:

- Мама, вы будете-таки на ужин жареную рыбу?

- Конечно.

- Так встаньте и пожарьте.

- А у нас есть рыба?

- Тогда лежите и не пи...

 

...вы в этом фильме не услышите. И хорошо, иначе был бы перегруз колоритом. Которого и без того хватает в реквизите - воссоздан милый нашим сердцам «совок», сразу дающий понять, что владелец данного интерьера не самый удачливый мужчина в этой жизни. Но до чего же милы артефакты из моего детства - венские стулья 60-х годов, лакированные серванты, промятые кресла, холодильники «ЗИЛ», чешские хрустальные люстры - таких уже и на дачах, поди, не сыщешь. И холостяцкая закусь тех самых времён - огурцы, помидоры, курица из духовки - главное, чтобы водки хватило. Плюс игра со светом - оранжевый закат переходит в романтичные голубоватые сумерки, час интимных откровений...

Начинал «Игру в правду» смотреть с восторгом. Собрались трое старых институтских друзей погулеванить, что может быть естественней. Самый духарной предложил девчонок вызвонить. Не в смысле знакомых, а в смысле за деньги. Бывает такое в реальности? Конечно. Но уже к концу пьянки, которая хороша именно в дружеской мужской компании, где можно говорить и делать всё, особо не задумываясь о последствиях. Часто они так собираются? Думаю, раз в полгода-год. А вот раньше... раньше другая жизнь была... и здоровье крепче.

И тут хозяин квартиры выдаёт сюрприз - их компанию разбавит однокурсница. Причём та, по которой вздыхал весь курс, и у каждого с ней что-то было - кто-то целовался, кто-то ещё дальше ушёл, кто-то просто грезил ей сам с собой под одеялом. Потом она уехала в Москву поступать в актрисы и пропала. А тут нашлась. И у каждого в душе надежда на продолжение того, что двадцать лет назад могло, но не случилось. Жизненно? Не то слово, с десяток историй могу рассказать.

Но фильм должен иметь интригу. Да какую! Бывшая первая девушка курса является элегантной леди... но в инвалидной коляске. Всё было - Москва, замужество, Туманный Альбион... потом автокатастрофа. Но не сломалась, преподаёт английский, выглядит на пять с плюсом, сама ездит в гости и за продуктами... разрешите вами восхищаться!

Но что происходит с двумя, теми, кто ничего не знал? Один в строительном бизнесе, второй менеджер среднего звена, иномарками торгует. Они в шоке! Ну, это можно понять, хотя интеллигентный человек виду не подаст. Даже интеллигентность не главное, а умение держать себя в руках, что, безусловно, положено людям из мира бизнеса. А у них одна мысль - слинять побыстрее. Чтобы не видеть. Чего?

Каждый из нас, переживший на своём веку изменение социального строя, знает сотни подобных историй. На моих глазах ассистенты режиссёров становились преуспевающими банкирами, а вполне успешные звукооператоры спивались в одиночестве и нищете. Из моего класса непростой московской спецшколы только единицы не нашли себя в новой жизни, зато товарищ, заканчивавший в связи с переездом школу где-то в Бибирево, рассказывает, что из его выпускного лишь он один чего-то добился. Тут много факторов и не только везенье...

Три товарища на экране тоже разной степени успешности. Один вовремя переориентировался на строительство, оно только десять лет как в почёте. Другой машинами по найму занимается, это всегда хлеб. Третий - малооплачиваемый кандидат каких-то наук, живёт среди родительских вещей. Но кто сказал, что именно деньги являются главным мерилом жизненного успеха и личного счастья? А сознание того, что ты не ушёл из профессии, несмотря на все бури и ураганы, что занимаешься тем, чем всегда любил, что делаешь что-то нужное, когда-нибудь да оценят? А если и пьёшь сверх меры, так это черта многих непонятных гениев, их стиль жизни, их творческий почерк. Главное, что под забором не валяешься, и как мужчина ещё хоть куда.

И вот три сильных, состоявшихся мужика, нашедших в жизни своё место, начинают... (пардон, дамы!) исходить на дерьмо, вспоминаю свои старые подставы и обиды. Зачем, чтобы иносказательно дать понять единственной женщине, что не только ей хреново? Но это совсем не по-мужски, не говоря уже об изначальном желании сбежать подальше от чужой беды нечужого им человека. Какая-то сомнительная компашка собралась, ни разу не ремарковские «три товарища».

И обиды их странные. Ну, строителя ещё могу понять - подсунуть другу тачку-утопленника - это подстава, понятная любому автомобилисту. Но истерику по поводу того, что друг переспал с твоей женой еще до начала вашего с ней романа, я понять не могу. Ведь не XVIII век и не горный Дагестан, как минимум, там такие страсти ещё были бы оправданы. Неужели торговец авто был в первую брачную настолько пьян, что не разобрал - невеста далеко не цел... целостная? Да и прошло с того момента столько лет, что подобными глупостями перестаёшь заморачиваться. Ах, не перестал? Тогда прямая дорога к психоаналитику. Пытаться оправдать этим возникшее охлаждение в семейной жизни... он что, дурак, чес-слово?

Так же мне кажется надуманной обида за то, что когда-то в одночасье разбогатевший друг не дал бедному другу десять тонн баксов на исследования, а тот в связи с этим не стал  миллионером и лауреатом. Как я понимаю, события те происходили в лихие 90-е, когда деньги на подобные игры давали только от излишка собственной жировой прослойки. А если ты в тот момент жирок скинул, как в истории с утопленной тачкой? А если было опасение, что друг деньги пропьёт, ведь уже тогда увлекался? А была ли гарантия, что он первый успевает выйти на тот рынок? Не похож строитель на олигарха Мамута, который вкладывается в творчество Гришковца... ну, ни разу не похож.

У меня сложилось устойчивое мнение - режиссёр Шамиров искал конфликт там, где его изначально не было. Во французской пьесе Лелюша, может, и да, а в российском кино - нет. Потому что наша жизнь гораздо жёстче той.

Я всё время ждал, что героиня Апексимовой вот-вот встанет из инвалидного кресла и скажет что-нибудь типа - «ну какие же вы все козлы». А потом оттрахает всех троих (на постере к фильму изображена четвёрка героев под одним красным одеялом), и гордо удалится. Но нет, удалились двое мужиков, побежали восстанавливать отношения с женами. Она же осталась с хозяином квартиры - инвалид и неудачник (именно так нам его преподнесли). Скучно-то как... и предсказуемо.

Но посмотреть надо, всем советую.

 

Леонид Черток         


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (194)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20