Если официально, то электронная подпись (далее - ЭП) - это информация в электронном виде, которая присоединяется к подписываемой информации в электронном виде и используется для определения лица, подписывающего информацию.
Программа развития ЭП определена Федеральным Законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и тесно связана с созданием инфраструктуры «электронного правительства». Цифровой носитель должен обеспечить безопасное и массовое электронное взаимодействие между учреждениями и гражданами.Закон предусматривает три вида электронной подписи: простую, усиленную и квалифицированную. Простая подпись только указывает на лицо, подписавшее информацию/документ, и не позволяет установить неизменность подписи и подписанной информации после подписания. Второй и третий виды подписи - позволяют обнаружить изменение электронного документа после его подписания.
Электронная подпись выдается гражданам РФ - пользователям Единого портала государственных услуг (далее - ЕПГУ) (www.gosuslugi.ru, госуслуги.рф) в удостоверяющих центрах ОАО «Ростелеком».
Использование электронной подписи предоставляет возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде, требующих строгой идентификации и подписания заявок на оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Особенности оказания услуги
Для оформления цифровой подписи понадобится паспорт и номер страхового свидетельства Пенсионного фонда (СНИЛС). Сама подпись бесплатна, пользователь оплачивает только стоимость электронного носителя (e-token), которая составляет 660 руб.
Услуга оказывается по личному обращению клиента в офис обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком» (ул. Д. Пролетариата, 31) и заключается в выдаче USB-носителя, который позволяет производить на портале госуслуг операции, требующие строгой идентификации и обеспечения юридически значимых действий.
Необходимые документы
паспорт гражданина РФ;
страховое свидетельство государственного пенсионного фонда РФ (СНИЛС);
адрес электронной почты (в произвольном виде).
В случае непредоставления всех необходимых документов заявителю отказывается в оказании услуги.
Получение госуслуг с использованием ЭП возможно со следующих основных терминальных устройств:
стационарных компьютеров и ноутбуков, имеющих доступ к сети Интернет, и оснащенных стандартным браузером и в особых случаях специализированным программным обеспечением;
точек доступа, оснащенных стандартным браузером и (или) специализированным программным обеспечением.
При получении ЭП пользователю передается памятка по использованию цифрового носителя.
Техническая поддержка
В случае физической утраты ключевого носителя, а также при подозрении в компрометации (разглашение закрытого/секретного ключа) клиент обращается в службу технической поддержки (8-800-100-70-10), которая инициирует процесс приостановления действия сертификата клиента. Для этого требуется личное обращение заявителя в удостоверяющий центр ОАО «Ростелеком» в г. Красноярске по адресу: ул. Д. Пролетариата, 31.
Обработка претензий
При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с использованием USB-носителя, клиент может подать претензию.
Претензии клиентов по услуге принимаются по телефону службы поддержки Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций): 8-800-100-70-10.
Клиент может также подать претензию в письменном виде в удостоверяющий центр ОАО «Ростелеком» в г. Красноярске по адресу: ул. Д. Пролетариата, 31.
Возможности использования электронной подписи гражданами
На первом этапе электронная подпись облегчит вход пользователя в личный кабинет на ЕПГУ (www.gosuslugi.ru, госуслуги.рф), для этого не потребуется вводить номер страхового свидетельства Пенсионного фонда (СНИЛС). К примеру, с ее помощью уже сегодня через Интернет можно получить выписки из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о налогах и штрафах и т.д.
Начиная с 1 июля 2012 года все ведомства России, включая Красноярский край, переходят на оказание государственных услуг по принципу «одного окна». При обращении гражданин будет предъявлять только документы личного хранения (паспорт, диплом, водительские права и др.).
В перспективе ЭП будет использоваться в министерствах и ведомствах, муниципальных образованиях региона, куда граждане обращаются за госуслугами. Таким образом, электронная подпись позволит получать государственные услуги, не выходя из дома (в тех случаях, когда это не противоречит федеральному законодательству).
По состоянию на 01.05.2012 количество зарегистрированных на ЕПГУ жителей Красноярского края - 16 492 (за период с 01.04.12 по 02.05.12 зарегистрировано 527 человек). С начала 2012 года жителями Красноярского края подано 3 194 заявлений на получение госуслуг.
Наиболее востребованные государственные электронные услуги на ЕПГУ:
Штрафы ГИБДД;
Регистрация автомобилей;
Налоговая задолженность физических лиц;
Подача налоговой декларации;
Сведения о недвижимости организаций;
Предоставление сведений из государственного кадастра недвижимости;
Предоставление информации о зарегистрированных организациях;
Предоставление паспортных данных граждан РФ (открытые сведения);
Подача налоговой декларации НДФЛ;
Информирование о действующих налогах и сборах;
Состояние счета в ПФР;
Регистрация/снятие с учета по месту жительства
Выдача загранпаспорта;
Регистрация/снятие с регистрации авто;
Дубликат ПТС;
Справке о ходе, наличии, отсутствии исполнительного производства.
В настоящее время для доступа к услугам на ЕПГУ реализовано два способа авторизации:
• с использованием логина/пароля;
• с использованием ЭЦП.
Для удобства граждан, не зарегистрированных на ЕПГУ, в офисе продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком» оборудовано специальное рабочее место с выходом в сеть Интернет для желающих зарегистрироваться и создать «Личный кабинет». Процедура получения ЭП вместе с регистрацией на портале www.gosuslugi.ru занимает не более 15-30 минут. Получить электронную подпись могут все регионы России (госуслуги как получить электронную подпись).