Сегодня по народному календарю Матрена Настовица
Звали Матрену еще и полурепницей. Отбирали в этот день из погребов половину репы на семена. Ведь бытовали на крестьянском столе испокон репа да капуста. А уж по весне, когда хлебные запасы были на исходе, именно каши из репы, кислые щи из капусты помогали крестьянскому роду дотянуть до лучка-зимняка, до щавеля и крапивы.
В этот день крестьянки в последний раз использовали благодатное назначение снежного наста: спешили холсты "онастить". С этой целью они расстилали по чистому насту сотканные за последние недели льняные холсты - для отбеливания. Места для этого облюбовывали сразу же после Крещения: особую, защищенную от ветра, на солнечной стороне, площадку с крепким настом, которую называли "настищем" или "стлищем". Нерасторопные хозяйки, не успевшие к этому времени наткать полотен, тужили: "Чужие холсты постятся, а наших и в суровье не бывало ". Суровьем называли напряденную льняную нить, смотанную в клубок. Промедление в этих заботах влекло потерю "прибытка" незадачливой ткачихой, который она могла бы выручить на весенних торгах, загодя наготовив холстов.
Своевременное и старательное отбеливание холстов на последнем насте было в эти дни основной заботой сельских ткачей. Проворных мастериц тканого дела нахваливали во всех поколениях: "Пряла и ткала - весь дом одевала". После серпа и мотыги для сельской женщины главным орудием труда был ткацкий станок. Если стан ломался, то ткачиха сама его и налаживала: "Все богородицы ткачи, а наполовину и плотники". Так говорили о мастерицах на все руки. Конечно, без Божией молитвы и помощи святой Матрены никакое дело у ткачих не ладилось. "Баба ткет, а Бог ей рубашку дает".
В этот день крестьянки ставили свечу в церкви перед строгим образом, осуждающим нерадивых хозяек, - перед св.Матроной. Ее избрали покровительницей самого строгого и ответственного процесса в ткачестве - отбеливания новотканных холстов и льняной пряжи. Этот процесс дал название и изделиям, изготовленным из отбеленного холста. Говорили: "У нас белево на стлице", или: "Холсты постланы на белево". Бельем стали называть не только нательную, ночную одежду, но и постельные принадлежности.
Особенно высоко у селян ценилось белье, собираемое в качестве приданого для невесты. Если в ее сундуке находились белокипенная одежда, постель, занавески, то это считалось признаком высокой опрятности невесты. Осенённые благодатью святой Матрёны-Наставницы, русские крестьяне щеголяли в белопенных сорочках и спали на белоснежных простынях...