Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Не смиренное кладбище: Мень-младший вряд ли справится с проблемами российских погостов

Об актуальности данного нововведения говорит тот факт, что только в Москве оборот рынка похоронных услуг достигает 10 млрд. рублей в год, увеличиваясь каждый год в среднем на 10% из-за повышения цен. И это только официальные цифры, так как в столице, да и, наверное, во всех крупных российских городах успешно существует «чёрный рынок» похоронных услуг. В Москве монополистом - ГУП «Ритуал», управляющее всеми принадлежащими Москве 134 кладбищами.

Сейчас у мэрии Москвы есть акции в восьми погребальных конторах, столько же власти успели продать, оставшиеся доли мэрия также будет продавать по совокупной стартовой цене 128,5 млн. рублей. При Лужкове эта тема сознательно не поднималась, ходили лишь слухи, что «старик Батурин» имеет с этого бизнеса свой неплохой процент. За последние 14 лет, пока государство не уделяло внимания похоронному рынку, он стал неконтролируемым, из-за отсутствия федерального регулирования отрасль превратилась в полукриминальный сектор.

Ранее похоронное дело курировали Минжилкомхоз РСФСР, а затем Госстрой и Росстрой. Министр Мень сообщил премьеру, что возврат регулирования отрасли на федеральный уровень позволит решать проблемы отсутствия кадастра мест захоронений, управлять бесхозными могилами (30% от общего количества захоронений), повысить качество кладбищенской земли (некоторые захоронения подтапливают грунтовые воды).

В настоящее время для оказания ритуальных услуг не нужны разрешительные документы или лицензии, их отменили более десяти лет назад. Это привело к появлению агентов, наладивших продажу услуг в моргах и мест на кладбищах, покупающих информацию о смертях у участковых и в больницах, навязывающих родственникам услуги по захоронению по цене до трёх раз выше рыночной. О ценах на престижных московских кладбищах уровня Ваганьковского или Донского вообще отдельный разговор.

По оценкам экспертов, только в Москве работают около 2 тысяч таких агентов. Ежегодно в столице умирают около 120 тысяч человек. Годовой объём рынка ритуальных услуг достигает 10 млрд. рублей, из них на теневой сектор приходится 4-6 млрд. рублей (по другим оценкам - в разы больше).

Московское управление ФАС ещё в 2010 году издало постановление, предлагающее правительству Москвы «для защиты конкуренции» разделить государственные и коммерческие функции в сфере ритуальных услуг столицы. В нём отмечалось, что ГУП «Ритуал» является абсолютным монополистом в этой сфере, тогда как федеральное законодательство относит похоронное дело к конкурентным отраслям.

Антимонопольщики предлагали реорганизовать предприятие: государственные функции (например, предоставление мест для захоронения) должны отойти к бюджетному государственному учреждению, а платные услуги должны оказываться исключительно на конкурентной основе.

Тут сразу всплывает анекдот ещё советского периода:

Встречаются два школьных друга - один ханыга, другой номенклатурный работник. Неудачник - успешному:

- Вот так и в школе было, Вася, у тебя пятёрки, у меня одни колы. Да бог с ним, другое обидно - похоронят где-нибудь на выселках, никто из близких на могилку не приедет...
- Петя, а ты где бы хотел лежать?
- Конечно на Новодевичьем!

Через пару дней в квартире ханыги раздаётся телефонный звонок:
- Короче, Пётр, не спрашивай как, но я договорился - есть место на Новодевичьем, чуть наискосок от Хрущёва. Только один нюанс... ложиться надо завтра.

Кстати, если по правде, то вопрос с таким захоронением решался исключительно на уровне ЦК КПСС, дело-то политическое. На Ваганьковском попроще - за деньги. Но за большие, известная история, когда Иосиф Кобзон предлагал за место для Высоцкого 10 тысяч рублей (двухкомнатный кооператив по тем ценам), но директор кладбища отказался. Со мной на «Мосфильме» работал механиком бывший кладбищенский работник с Ваганьково. Рассказывал - деньги офигенные, но не скопишь, всё разлетается. Да и работа очень вредная, в том числе угроза алкоголизма.

Всё это происходило в стране, где родится и умереть (если скромно) можно было почти бесплатно. Представляете, что началось в перестройку. Жена моего тогдашнего партнёра по телевизионному бизнесу после развода в отместку мужу ушла работать бухгалтером в частную погребальную контору с романтическим названием «Кедр» простым бухгалтером... и уже через пару месяцев записалась на водительские курсы. Для 92-го года очень характерный показатель роста благосостояния...

Можно себе представить, какие деньги сегодня крутятся на рынке похоронных услуг, если только подхоронение (через 15 лет с момента последних похорон) в чужую могилу на престижном Ваганьковском стоит от 50 тысяч долларов и выше (в зависимости от расположения участка). В других городах цифры скромнее, но принцип тот же. И дело часто не в крутости, а в практицизме родственников усопших - до иных московских кладбищ приходится добираться часами.

Ну, и соответственно драка идет буквально за каждого покойника. Некоторые фирмы, чтобы обойти конкурента, часто заключают негласные договоры с врачами «Скорой помощи» и участковыми. Иногда «чёрные» агенты, возникающие в квартире, где случилось горе, буквально в течение часа после констатации кончины, договариваются с кладбищенскими чиновниками (или с теми же специализированными службами) и заключают договоры на захоронение. Примерный «тариф» по Москве за сообщение о смерти - 3 тысячи рублей. Бывает так, что в одной бригаде «Скорой помощи» работает сразу несколько осведомители разных «ритуалов». Известны случаи, когда агенты конкурирующих фирм устраивали настоящие драки за тело покойного.

В Москве существует минимальный похоронный прейскурант для граждан, корректирующийся каждый год. На эту сумму можно получить всё необходимое, но по низшему разряду: кургузый гроб, обитый дешевым ситцем, транспорт типа ПАЗика, отдалённый участок на непрестижном кладбище и даже металлический венок.

По закону гражданин имеет право воспользоваться как целым набором «гарантированного перечня», так и отдельными услугами. Например, катафалком по госрасценкам. Однако большинство москвичей об этом нюансе не подозревают, а похоронные агенты в свою очередь не спешат ликвидировать пробел знаний, стараясь «раскрутить» человека на что-нибудь подороже. Средние похороны без изысков сегодня могут обойтись в 1500-2000 долларов. Причём поминальный обед и памятник в эту сумму не входят, даже обычный железный крест на могилу придётся приобретать за наличные. Бесплатно - только табличка с именем и инициалами. Как в зоне...

Самая дорогая составляющая - место на кладбище. Официально руководители кладбищ обязаны предоставить бесплатный участок, оплачивается только рытьё могилы. Обычно же работники кладбища демонстрируют клиентам одну-две «социальные» могилы, доверху наполненные водой. Хочется чего-то поприличней - плати раз в десять дороже. Обычно значительная часть суммы проходит мимо кассы. И не забыть оставить непосредственным исполнителям (могильщикам) на «помин души». Причём водкой не предлагать, только деньгами.

Наверное, каждый хочет быть похороненным прилично, я не очень верю в заявление - «мне всё равно, где лежать». Не зря же в самые скудные годы наши пенсионеры отказывали себе во много, откладывая «гробовые». И, конечно, унизительно сознавать, что кто-то обманом пытается завладеть стариковскими копейками. Но...

Мне симпатичен Михаил Мень. Не только своим знаменитым отцом-проповедником, но и политическими взглядами, близкими к умеренному либерализму. Но я почему-то не верю, что его Минстрой сможет навести порядок в похоронной отрасли. Что-то исправить - да, сократить число жучков-посредников, но не в глобальном плане. По той простой причине, что этот бизнес и в советское время был теневым, криминализированным, что хорошо и правдиво описано в повести Сергея Каледина «Смиренное кладбище».  Наверное, определённый выход может быть в организации частных погостов, как альтернативы государственным. Ну, или деление уже существующих кладбищ на ценовые категории. Но раз ни то, ни то до сих пор не сделано, значит, кого-то устраивает подобное положение дел. И Меню этого «кого-то» не сломать, всё-таки не та хватка. Вон, целый Лужков в начале нового века грозился вычистить шушеру с московских погостов... да что-то быстро поутих в своём рвении.

 Смущают, например, бесхозные могилы, их количество по оценкам министерства, 30 % от общего числа. И это касается всех кладбищ. Представляете, какие огромные деньги «простаивают» на Ваганьковском, Донском, Лефортовском. И их кто выпустит из рук по приказу министра?

Я вас умоляю... не смешите.

 

Леонид Черток

 







Память никогда не кончается. Именно поэтому важно успеть установить надгробные памятники из гранита для ваших родных и близких ушедших людей. Высокое качество навеки.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (152)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20