Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Московский диагноз. Многоликая подоплека столичных разборок

 

Вообще, все мировые столицы падают первыми жертвами любых социальных катаклизмов. Этим их жители расплачиваются за сравнительно кучерявую жизнь по сравнению с провинцией.

Но с моим родным городом особый случай. История знает немного примеров, когда центр империи на полтора века превращался в заштатную провинцию, со всеми вытекающими отсюда комплексами, а потом триумфально возвращал былой статус на штыках новой власти. За этим следовала искореженная система человеческих ценностей, когда звание «москвич» приравнивалось к запрещенному дворянскому. Стать москвичами - вот цель, которую ставили перед собой поколения советских людей. И шли к ней через все преграды, вкалывая с университетским филологическим дипломом на стройках очередных Черемушек или Олимпийской деревни, замерзая в милицейских оцеплениях во время встречи очередных героев космоса, или маясь с нелюбимым человеком в браке, безнадежно портя жизнь и нервы собственным детям. В мою юность были популярны фиктивные браки, сиречь преступления. И хорошо, если это был акт милосердия, как с первым выпуском табаковской «Табакерки», когда в ЗАГС шли для того, чтобы сокурсники получили столичное распределение. Это было редкостью, как правило, платили несколько тысяч рублей только за факт прописки, без жилья и, тем более, без постели. Вот здесь-то могла и быть «засада».

По существующим тогда правилам человека не имели права выписать «в никуда». Я знаю случаи, когда дело заканчивалось убийством одного из супругов, а то и остальных членов семьи. И это в то время, когда квартиры были в собственности государства (к вопросу о том, что в этой сфере творится сейчас)! Еще был бескровный, но тоже аморальный вариант - дать взятку за любую жилплощадь. Брали все, от ЖЭКа до Моссовета. Приезжие, особенно представители Кавказа и Средней Азии, имели хорошую, с человеческой точки зрения, черту поделиться с многочисленной родней своей радостью. Так в Москве появились национальные диаспоры.

О, это серьезная сила! Не все горцы шли торговать на колхозные рынки цветами и фруктами, хотя численное превосходство жителей Азербайджана в этом секторе экономики определилось задолго до начала перестройки. Например, в 70-80-е годы на «Мосфильме» образовался целый клан выходцев из Армении, это хорошо видно по студийному кооперативу 1982 года постройки. Сейчас их потомки контролируют большой кусок российского рынка проката и кинопроизводства. Плохо это? Нормально. Но так уж устроен наш человек, что о национальных особенностях он начинает вспоминать в период конфликтов, и обязательно в отрицательном контексте.

В понедельник в Москве прогремел взрыв. Рука не поднимается написать «очередной», но так оно и есть. Первая мысль: как, в Чечне же, как будто, успокоилось?! Вот так думает каждый второй москвич. И дело не в знаменитых взрывах жилых домов или захвате «Норд-Оста», страх начался еще в середине 90-х. Тогда в столице со знаковой периодичностью взорвалось несколько троллейбусов. Я не помню, откуда прознали о чеченском следе. Зато помню реакцию мэра Лужкова прямо в телекамеру: «Пора с этой диаспорой разобраться, будем выселять!». Говорят, ему за эти слова в демократическом на тот момент Кремле так по шапке, то есть, кепке, дали, еле в кресле удержался, и то публично извиняться пришлось.

Но сами корни надо искать ещё глубже. Помните, как несущая надежды на лучшее перестройка впервые показала свой первый кровавый оскал? По Союзу прокатилась волна межэтнических разборок. Но не только, как грибы начали расти молодежные банды, со временем превратившиеся в Организованные Преступные Группировки. Вспомните популярный фильм конца 80-х «Меня зовут Арлекино» и представьте, кем в развитие стали его герои, бездарно стригущие хиппарей и в охотку дерущиеся на дискотеках? Тогда этот фильм ассоциировался с казанскими бригадами, о них писали статьи, снимали передачи, чуть ли не поэмы писали. А Москва как бы осталась в стороне. Здесь сыграла роль лицемерная социалистическая закрытость, хотя в те же годы на Старом Арбате в день проходило до десятка кровавых потасовок. Первыми обессмертили свое имя почти забытые сегодня «любера», взяв за основу своей зубодробительной идеологии исконную неприязнь деревенских к городским. За ними прогремели «ореховские» и «долгопруднинские», сейчас вполне солидные люди с солидными уголовными статьями. Но мало кто вспоминает, что именно чеченская молодежь, еще с 60-х годов облюбовавшая Нескучный сад и Парк Горького, стала первой молодежной этнической группировкой Москвы. А еще они первые стали применять в потасовках оружие, взрывать конкурентов. Такая слава у парней была, что их именем стали представляться и другие представители Кавказа. Первый демократический мэр Попов только руками всплескивал, да умные вещи говорил. Сменивший его «прораб» Лужков взялся за «научное» распределение сфер национальных влияний, к концу 90-х все доходные места были практически распределены. Когда в начале 2001 года был взорван подземный переход на площади Пушкина, и все устремились на поиски «чеченского следа», очень солидный представитель диаспоры, владелец нескольких федеральных лотерей, «забил стрелку» с московскими армянами. И те сами выдали властям своих «взрывотехников», иначе по России началась бы резня почище турецкого геноцида. После захватывали «Норд-Ост», взрывали самолеты и метро, но это уже воспринималось диверсионными вылазками извне.

21 августа 2006 года рвануло на Черкизовском вещевом рынке. Это равносильно теракту в школе. За 10 дней до 1 сентября рынок полон школьников и их озабоченных родителей, сам выступал в этом качестве. Действительно, какой смысл одевать ребенка весной, если он за лето может «махнуть» сантиметров на десять вверх? Вот и возвращаются с дач и курортов заранее, в этот раз себе на гибель. Акт устрашения, месть за очередного Басаева? Сомнительно, теракт в метро или на концерте «хорош» тем, что под раздачу попадают в основном москвичи, «носители зла». Здесь же первыми гибли торговцы, на телевизионных кадрах мелькали в основном окровавленные кавказцы и вьетнамцы. Очередной передел, о котором сегодня говорят правоохранительные органы?

Черкизовский вещевой рынок - это гигантская торговая индустрия, появившаяся путем слияния двух соседствующих конкурентов - самого Черкизовского и Измайловского. Я точно помню, что вторым исконно владели азербайджанцы, в принадлежности первого  сомневаюсь. По любому, так имущественные споры не решаются. Вот, если бы очередной Мерседес взорвался или перестрелка в закрытом клубе была.... И то, дела давно минувших дней, легенды из серии «Бандитский Петербург». Явно хозяева павильона не попали под взрыв, пострадали покупатели и продавцы, которым несть числа. Теперь будет подорвана торговля? Не смешите, вспомните, как россияне рвутся на места вчерашних катастроф, теперь они будут ходить по рынку, как по мемориалу. Финансовые потери? Такие предприятия хорошо застрахованы, и я не удивлюсь, если хозяева павильона еще и в плюсе окажутся.

Меня смущает само название гигантского торгового зала - «Евразия». Это слово ненавидят наши доморощенные национал-шовинисты, они и президента Путина на своих сайтах презрительно называют евразийцем за стремление предать межгосударственным и межэтническим отношениям цивилизованные формы. Что ж, тогда этот акт устрашения выглядит очень символично. И стоит благодарить небо за то, что всё произошло в понедельник 21-го, а не в воскресенье 27-го, жертв было бы в несколько раз больше. Но неужели отморозки не догадывались, что пострадают не только ненавистные «оккупанты-инородцы», но и чисто русские дети? До этого им свойственно было действовать толпой и из-за угла, с весомым численным превосходством. Здесь же двоих парней, подозреваемых во взрыве, милиция еле успела отбить от Суда Линча. Ох, если подозрения подтвердятся, не завидую я ближайшему будущему «борцов за чистоту белой расы», такие вещи ни спецслужбы, ни просто люди не прощают...

Думаю, что разгадка наступит в ближайшие дни. Если это демонстративный акт, то в самой философии массового убийства лежит обнародование причин. Если тишина, значит, столичный криминалитет взялся за старое. Но я недаром начал этот материал с экскурса в криминальное прошлое моей Москвы. Что ждать от психологии города, в котором даже школьники признают за мэром право иметь свой процент от каждой крупной сделки с недвижимостью, где даже бабушки у подъездов разбираются в суммах отката за право строительство каждого километра МКАД?

Конечно, архангелогордцы вправе позавидовать москвичам, их уровню комфортности. Но если здесь мэра обвиняют в бездействии, то в столице воровство такого уровня возведено в деловую сметку, а то и в народную традицию. А еще москвичи черствы. До сих пор в столице Поморья плачут по погибшим на улице Советских Космонавтов, беда не обошла никого, при этом жалеют подставленного Алексейчика. Даю вам слово, подавляющее большинство жителей мегаполиса в очередной раз вздохнуло: «Пронесло!» и отправилось за покупками. На ближайший вещевой рынок...

 

Леонид Черток        


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (307)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20