- А почему визит проходил в обстановке такой конфиденциальности?
- Это был частный визит, он не предусматривал общение с журналистами. Теперь, после его завершения, я могу что-то рассказать, но только то, что связано с его обеспечением со стороны администрации Вологодской области, свои впечатления, которые касаются моего общения с королем. Какие-то моменты его личной жизни имеет право сообщать только королевская пресс-служба, поэтому извините, если на некоторые вопросы я вам не отвечу.
Кроме того, обстановка конфиденциальности создавалась и из соображений безопасности.
- Нам, бывшим советским людям, сложно понять, что такое монарх в современном мире, каковы его интересы и роль. То есть, если позволите, совершенно наивный вопрос: зачем сегодня нужны короли?
- Сегодня король - это политическая фигура влияния, олицетворение власти. Он является формальным главой государства, во всяком случае, в большинстве стран, в частности, европейских. Естественно, хозяйством не занимается, по бюджету, войне и миру вопросы не решает. Но, встречаясь с главами государств, они формируют мнение о положении вещей в целом. Сегодняшние монархи - образованнейшие люди, с широким кругозором.
- А почему Хуан Карлос решил вдруг побывать в российской глубинке? На Вологодчине?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, скорее, это должен сделать сам Хуан Карлос. Но свое мнение сказать могу. Во-первых, Вологодская область уже имеет широкий спектр отношений с Испанией. Большой экономической направленности они не имеют, товарооборот у нас невелик, скорее, они лежат в плоскости культурного обмена, туризма. Несколько лет назад Вологодская область выиграла грант ЕС, и в его рамках взаимодействует с Испанией в сфере реставрации памятников и сохранения культурного наследия, организации туризма и охоты. Кстати, сейчас коллекция наших художественных экспонатов выставлена в одном из залов Севильи.
Насколько я знаю, у короля было желание неформально познакомиться с Россией, а «не из окна бронированного автомобиля». Он хотел сформировать свое собственное впечатление от российской провинции. Я рад, что выбор пал именно на Вологодскую область. Мы сегодня - один из наиболее динамично развивающихся регионов, нам есть, что показать и чем гордиться. Вы же понимаете, что Санкт-Петербург, Москва или Московская область, при всем моем к ним большом уважении, уже не совсем Россия.
- Где остановился король?
- На базе в Лимоново. Это - Кирилловский район. Он проводил время в так называемом «Глухарином доме». Мне кажется, место было выбрано удачно. Там - замечательная природа, доступность музеев, исторических памятников, сама база обустроена так, что монархов принимать не стыдно. Кстати, город Кириллово в субботу отмечал свое 230-летие.
- А охота?..
- Отвечу так: король интересовался вопросами охоты, познакомился с организацией охотничьего хозяйства, к общению с ним мы привлекли егерей. Понимаете, на Западе охота - это часть монаршей культуры. Вы, наверное, знаете, что в Великобритании охоту на лис, которая имеет многовековую традицию, открывает каждый год сама королева.
- Как проводил время король?
- Знаете, я не был с ним каждую минуту. Гостеприимство не должно быть навязчивым, он приехал к нам отдохнуть, и мы постарались сделать его пребывание на нашей земле максимально комфортным. Но я, конечно, с ним общался. Должен вам сказать, что он очень приятен в общении, коммуникабелен, но без этакого панибратства, фамильярности. Невероятно образованный человек, может легко говорить на самые разные темы. Обо всем имеет свое мнение. Очень быстрый ум.
- Сколько, кстати, ему лет?
- Ему 68 лет.
- А чем кормили короля Испании в Вологодской области?
- Он оказался очень неприхотлив, в первый же вечер ему подали типично русскую закуску - грибочки, селедку, картошку. Тушеного зайца он у нас попробовал. Где-то написали, что он привез с собой всю кухню и продукты. Нет, продукты питания были наши, вологодские. Повар - московский.
- А что он пил?
- Водку. Из крепких напитков - только водку.
- А на какой машине перемещался?
- Он ездил на нашем микроавтобусе, небронированном «Мерседесе».
- Свита с ним была большая?
- Вся делегация состояла из 29-ти человек, включая российских сопровождающих лиц и охрану. Супруга с ним поехать не смогла, у них родился пятый внук, и она осталась дома. Но была принцесса Кристина.
- О чем вы говорили с Хуаном Карлосом? Что его интересовало больше всего?
- Конечно, о России, о нашей Вологодской области, об ее экономике, перспективах. Он много рассказывал об Испании. Я два года назад в составе российской делегации, которую возглавлял Дмитрий Козак, побывал там. Это была уже моя вторая поездка в эту страну. Мы тогда изучали опыт местного самоуправления. Испания была нам интересна как государство, которое прошло 25-летний путь от тоталитаризма к демократии. Тогда я, кстати, впервые столкнулся с королевским двором, устройством государства, которое сохранило королевскую власть. И об охоте говорили. Я же сам - охотник. У нас в Вологде создан губернаторский охотничий клуб. Показывал ему свои фотографии, выпущенный у
нас «охотничий» календарь, книги об охоте. Но особенно он интересовался историей края. Побывал в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Купил много сувениров на память, керамику.
- С каким настроением король покинул Вологодчину?
- Не скрою, я очень волновался, с каким впечатлением от России уедет Хуан Карлос. В книге почетных гостей он написал, что «увидел ту Россию, которую хотел увидеть, а не унылую и запущенную страну».
Вы знаете, когда Хуан Карлос прилетел к нам - он прибыл на самолете в Череповец, а дальше двигался на машине, - только что прошла гроза. И над нами раскинулось сразу две радуги. Хуан Карлос сказал, что никогда в жизни такого не видел. Мы оба сочли это за доброе предзнаменование...
Ольга Крупенье, Владимир Романов
г. Вологда