По данным издания «Лента.ру», катастрофа произошла около часу дня по местному времени, после начала обеденного перерыва, когда многие жители города выехали с работы домой. Поезд находился между станциями "Хесус" (Jesus) и "Площадь Испании" (Plaza de Espana) в центральном районе Валенсии, когда по неизвестной пока причине первые два вагона сошли с рельсов и перевернулись.
Пассажиры, заблокированные в туннеле, звонили по мобильным телефонам в службу спасения, выбивали окна и двери вагонов и самостоятельно добирались до ближайшей станции. Полиция и спасатели, прибывшие на место происшествия, закончили эвакуацию раненых уже через полчаса после поступления первых звонков об аварии. Всего из туннеля было эвакуировано 150 человек.
В центре Валенсии медики развернули два полевых госпиталя. После оказания первой помощи пострадавших доставили в местные больницы - по последним данным, в больницах остаются 12 человек. Список погибших, среди которых оказался и машинист состава, вывешен в здании городского суда.
Власти Валенсии объявили в городе и провинции трехдневный траур. 4 июля в траурных мероприятиях примет участие премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро (Jose Luis Rodriguez Zapatero), который прервал свой официальный визит в Индию. Свои соболезнования валенсийцам выразили король Испании Хуан Карлос (Juan Carlos) и Папа Римский Бенедикт XVI. Папа намерен посетить Валенсию в конце этой недели, когда в городе пройдет церковный собор, посвященный семье и семейным отношениям.
Предстоящий визит главы католической церкви стал одним из аргументов в пользу версии о теракте, звучавшей в первые часы после катастрофы. Правда, официальные органы различных уровней опровергли предположения о том, что катастрофу в валенсийском метро организовали террористы. Как несчастный случай охарактеризовали происшедшее валенсийские власти, такую же точку зрения высказали в испанском министерстве внутренних дел.
Впрочем, причина несчастного случая пока не установлена. По последним данным, эксперты обнаружили "черный ящик" разбившегося состава и приступили к его изучению. Чиновники уже опровергли версию о взрыве в туннеле, о столкновении поездов и об обрушении стены туннеля. На данный момент официальные источники заявляют, что катастрофа, вероятнее всего, произошла из-за превышения скорости поезда и треснувшего колеса (причины того и другого, опять же, не называются).
Доказательством в пользу подобной версии могут служить показания одного из очевидцев аварии. Сезар Хернандес (Cesar Hernandez) рассказал журналистам, что перед катастрофой состав набрал большую скорость, его шатало из стороны в сторону, а затем он резко затормозил. При этом региональные власти утверждают, что за неделю до аварии состав благополучно прошел техосмотр.
Однако представители железнодорожных профсоюзов заявили, что возлагать вину за происшедшее на "человеческий фактор", к чему, похоже, склоняются чиновники, не следует. Они говорят, что оборудование валенсийского метро, построенного 18 лет назад, сильно изношено. По словам Хорхе Альвареса (Jorge Alvarez), главы одного из профсоюзов, его организация неоднократно обращала внимание валенсийских властей на плохое состояние подземки и особенно ее первой линии, на которой и произошла авария.
Профсоюзы напоминают, что минувшей осенью на первой линии валенсийского метро произошло столкновение трех поездов. В результате пострадали 29 человек. По одной из версий, авария тогда произошла из-за поломки первого состава, в который затем врезались следующие за ним поезда.
Подобные предупреждения особенно актуальны в свете предстоящего церковного собора в Валенсии, во время проведения которого нагрузка на метрополитен сильно возрастет. В связи с мероприятием в город, как ожидается, прибудут до 1,5 миллиона человек. Кроме того, тысячи зрителей приехали в Валенсию на соревнования яхтсменов, завершившиеся в минувшее воскресенье.