Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Абстиненты терпят поражение: После запретительных законов потребление табака в России только увеличилось

Пожалуйста - по данным Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО), после введения запрета с 1 июня на курение в ресторанах, кафе и барах продажи в заведениях общепита упали в среднем на 15-20%. Снижении продаж подтвердили журналистам столичных изданий в сетях кофеен «Шоколадница» и «Кофеин», а также в ряде ресторанов. Эксперты ожидают, что падение продаж увеличится до 30%. Между тем, предприниматели попросили власть (в том числе и законотворцев) разобраться, можно ли курить на летних верандах, ибо московские и федеральные чиновники до сих пор не пришли к единой позиции по этому вопросу.

По оценкам экспертов рынка потребления, больше всего пострадали кофейни и бары. Люди привыкли приходить туда главным образом не поесть, а пообщаться  за чашкой или бокалом, имея при этом возможность курить, что изначально входит в культуру подобных заведений. Естественно, что падение продаж было ожидаемым и предсказуемым.

- Наши коллеги в Европе говорят, что в течение первого года, когда начинает действовать запрет, падение очень серьезное, - делится своими опасениями мой знакомый ресторатор из Москвы. - В пабах, например, оно составляло 30%. Потом клиенты возвращаются, привыкнув и приспособившись к запрету. Но к этому времени большая часть заведений разоряется, заново поднять дело крайне сложно, да и репутация навсегда подмочена. 

При этом надо учитывать, что в Москве в сравнении с другими европейскими столицами заядлых курильщиков больше, а заведений общепита меньше, поэтому прямые параллели проводить не стоит. Одно можно сказать с уверенностью - наши пострадают больше. Особенно те, кто пытается работать честно, а не просто  «отмывает» через кассу своего заведения чужие преступные доходы. 

Пока российский общепит (особенно столичный) спасает то, что, заходя в заведение, не все посетители вспоминают о запрете на курение. Когда же сделал заказ и только потом обратил внимание на фатальное отсутствие пепельницы, не каждый рискнёт подняться и уйти. Плюс не все ещё подсчитали падение доходов, хотя почти все ощутили. Не пострадал, разве что, сегмент банкетных залов, отмечать свадьбы дома давно стало немодным.

Последнее объясняется ещё и тем, что при большом скоплении «своих людей» россиянину легче покурить, наплевав на все запреты - «на миру и смерть красна».

Эксперты отмечают, что строгость рестораторов по отношению к клиентам, которые хотят покурить, несмотря на запрет, будет зависеть от строгости правоохранительных органов к самим рестораторам. Если штрафы будут неминуемыми, администрация заведений не захочет смотреть на курильщиков сквозь пальцы.

Изначально при разработке закона предполагалось дать потребителям адаптационный период: не имея возможности курить в помещении, они могли бы делать это на летних верандах. Именно поэтому новые правила вступили в силу летом. Но на практике никакого адаптационного периода нет. Большинство предпринимателей не позволяют клиентам курить, в том числе, и на летних верандах, опасаясь высоких штрафов со стороны надзорных органов. При этом московские и федеральные власти до сих пор занимают по этому вопросу разные позиции. Московский департамент торговли и услуг утверждает, что курить там нельзя. Минпромторг дал разъяснение, что антитабачный закон не содержит положений, которые бы это запрещали. В итоге этот вполне принципиальный вопрос до сих пор находится в подвешенном состоянии.

Ещё один почти комедийный момент - в московских кофейнях и ресторанах восточной направленности собираются запретить курение кальяна. Вы сами пробовали? Ничего близкого к сигарете нет, просто экзотический ритуал. С таким же успехом можно запрещать и танец живота, как элемент порнографии. Всё-таки это настоящая беда, когда проблемой пытаются заниматься люди, не имеющие никакого представления о её глубинной сути.

А зачем было вообще городить огород? Как зачем, забота о здоровье нации, попытка отучить россиян курить! И вот что мы видим в первый месяц драконовских мер: табачные компании и ритейлеры подвели итоги продаж в первые три недели действия антитабачных ограничений и не обнаружили падения спроса на сигареты. Чек клиентов-курильщиков после введения запрета на выкладку сигарет на кассах и в залах магазинов вырос. В ряде магазинов рост продаж сигарет по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 5%. Более того, из-за того, что люди закупают больше, с запасом (в ларьках теперь продажа сигарет тоже запрещена), они же больше и курят.

Директора торговых предприятий отмечают, что за время действия запрета на выкладку сигарет сложных ситуаций между покупателями и продавцами не возникало,  процесс покупки-продажи табачной продукции осуществляется по предусмотренной схеме. Покупатель спрашивает, есть ли интересующая его марка в продаже, кассир открывает короб, достаёт пачку и, проверив при необходимости паспорт (продажа сигарет лицам до 18 лет запрещена), обслуживает клиента. Всё, как и раньше, разве что строже стало с возрастом потребителя (лично мне сигареты продавали с 14 лет).

Эксперты и участники отрасли связывают рост продаж сигарет как с перераспределением потока клиентов в пользу розницы после закрытия табачных палаток, так и с повышением потребления из-за покупок с запасом. Всё это прогнозировалось и раньше - наши люди за годы советской власти и так привыкли создавать «стратегические запасы». Любуйтесь цифрами из Санкт-Петербурга, где с 2006 по 2011 год были закрыты 1,6 тыс. киосков, торговавших табаком. Вследствие чего малая розница потеряла 67% продаж, при этом продажи сигарет в супермаркетах выросли на 89%.

В итоге запретительные меры сказались не на потребление никотина, но негативно отразились на малом бизнесе. Некоторые предприниматели смогли переоборудовать киоски в павильоны или открыть полноценные магазины, но многие были вынуждены выйти из бизнеса, а их сотрудники лишились работы.

А ещё не учтена ментальность - наши люди генетически настроены на обход любых запретов. Например, табачные компании увеличивают количество сигарет в одной пачке со стандартных 20 до 25-30 штук. Ведь нет никакого регламента на этот счёт, просто не догадались изобрести. Аналитики рынка объясняют это тем, что производители стремятся сделать своё предложение более привлекательным в условиях ограничений продвижения табака на рынке. К тому же большее количество сигарет в пачке позволяет им экономить на упаковке.

Причём такой формат востребован в низкоценовом сегменте, потребители которого острее реагируют на рост цен, вызванный повышением акцизов. Они выбирают большие пачки, потому что их хватает на дольше. А там и качество табака хуже, и наносимый вред здоровью выше.

Будучи некурящим (по собственной воле!) почти пять лет, я злорадствую по поводу провала этой запретительной кампании. Потому что настаиваю на праве каждого человека самостоятельно распоряжаться собственным здоровьем, да и жизнью тоже. Что касается детей, то я знаю, как некурящих в курящих семьях, так и наоборот.

Ну, а то, что происходит сейчас, ни что иное как очередное унижение людей - «посмотрим, насколько вас можно ещё согнуть». И обязательно отразится на атмосфере в семье или в трудовом коллективе. Да на искусстве и науке, между прочим, известно, что большинство гениальных идей рождалось в творческих или конструкторских курилках.

А вспомните, где зародилась идея создания МХАТа. За столиком ресторана «Славянский базар». И явно не под чай с сушками. Но нас и этого пытаются лишить...

 

Леонид  Черток

 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Сентябрь 2019 (196)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)
Июнь 2019 (246)
Май 2019 (239)
Апрель 2019 (250)



Деньги


все материалы
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20