Что такое для бразильцев футбол, я понял в детстве, до дыр зачитав книгу спортивных очерков известного в те годы советского журналиста-международника Игоря Фесуненко «Пеле, Гарринча, футбол». Больше, чем спорт, больше, чем искусство или бизнес, почти религия…
Прежде всего, футбол в Бразилии – это не просто разновидность народного искусства. Это нечто гораздо больше: народная страсть. В Англии, например, очень любят футбол. Но наряду с этим любят и регби, и крикет, и другие виды спорта. В Бразилии же хотя и практикуются иные, кроме футбола, виды спорта, но их уделом являются маленькие и пустые стадионы. (И. Фесуненко)
Дальше автор живописует огромные и в большинстве своём дикие (60-е годы прошлого столетия) океанские пляжи, где разноцветные детишки с утра до вечера гоняют в мяч. И все, как один, хотят играть за «Сантос» (самый козырный бразильский клуб того времени). А от одного импровизированного поля к другому ходят дяденьки-селекционеры, выискивающие среди этой шустрой «гальки» настоящие жемчужины. Для миллионов маленьких обитателей фавел футбол – единственный путь наверх. Не в Биллы Гейтсы и не в Жоржи Амаду, а в Пеле, Гарринчи, Батистуты…
Нравы местного футбола за гранью реальности. В той же книге описано, как привели в «Сантос» Гарринчу. 19-летнего старика по меркам начинающего футболиста, да ещё с непропорциональными ногами (одна немного короче другой). Такого ни в один европейский клуб не приняли бы даже к просмотру. Но этот «косолапый», используя свой же врождённый дефект, взял и обвёл всю звёздную защиту. Его единственный фирменный финт потом изучали детально, по кадрам… и ничего не могли сделать.
Футбол в Бразилии не прагматичен, это игра настроения, вдохновения. В Германии, ставшей в четвёртый раз лучшей на нашем земном шарике, всё по-другому. Истинные арийцы с нордическими характерами, которыми в известные времена командовали чернявые субтильные фюреры (только пусть Иохим Лёв не принимает на свой счёт), они даже после чудесного разгрома хозяев мундиаля не воспарили, не загуляли, действовали со слаженностью машины. Разве что чуть подустали, поэтому возили Месси по полю не 90 минут, а все 120. И только один «загорелый» игрок в основном составе (при всех их насущных этнических проблемах), чудеса для мультикультурной Европы. А, может, желание играть в СВОЙ футбол.
В финале я болел за Аргентину. Так-то после вылета (очередного) нашей сборной всегда болею за голландцев, но их уже «вынесла» та же Германия. Болею за них с тех пор, как узнал, что в моём генеалогическом древе есть и такая веточка – голландские негоцианты, поставлявшие в Россию качественное сукно и получившие в награду от царя Петра дворянство. Жаль, фамилии их не осталось, как вы думаете, какую сподручнее было переделать на Рычковы?
А вот за Германию не болею никогда и не буду. Если только они с ХАМАСом будут играть. Наверное, тоже генетическое…
Кто будет следующим чемпионом по самой популярной на планете игре? Пеле утверждает, что Бразилия, ибо случившееся теперь – досадная неудача, рок, фатум, сглаз, смена поколений и тд. Верите ему? Я – безоговорочно. В том смысле, что футбольный дух так же витает над страной, двухсотмиллионное население рождается с мячом в ногах, бразильские мальчишки грезят о гонорарах Паулиньо и Жо, младенцы первое слово произносят не «папа-мама», а «Маракана». Позор пройдёт, душевные раны зальют ромом, и «держись, Россия!».
Сама же Россия, как обычно, вся на понтах. «Мы проведём незабываемый чемпионат мира…» - это ляпнул кто-то из наших крупных чиновников. Причём речь шла не о домашнем чемпионате, а об этом, только закончившемся. Да уж, такое не забывается… правда, можно спутать с аналогичным фиаско в Японии. Тогда нашу сборную тренировал тоже самый лучший и дорогой тренер… из подгруппы, как обычно, не вышли.
Президент Путин прилетал на финал. Прямо от аргентинской коллежанки Кристины Киршнер, после удачных, как нам намекают, переговоров. В то же самое время в вип-ложе «Мараканы» маялась в ожидание триумфа его забубённая подруга канцлер Меркель. С кем из двух дам был душой в этот вечер главный альфа-самец России? Сие нам неведомо, камера на нём так и не остановилась. В тот вечер в Бразилии Путин был всего лишь представителем команды-неудачницы. Неинтересен.
Будут ли выяснять, кто виноват в очередном провале сборной? Уверен, что нет. Смысл? Деньги, которые платишь что игрокам, что тренерам, не панацея – «звёзды второй свежести», закупленные когда-то «Анжи», кроме гонораров и громких фамилий ничем больше не выделились. Но именно деньги и развратили отечественный футбол окончательно, в него, как и в теннис, стали играть одни барчуки (например, сын губернатора Архангельской области). По интернету гуляют истории о том, как пацанов, бегающих стометровку за 11,8, выпрыгивающих по локоть над баскетбольным щитом и бьющих с обеих ног, не берут даже в молодёжную команду третьего дивизиона, потому что у их родителей нет «вступительных» трёхсот тысяч рублей. А я давно обратил внимание на странную закономерность – в футболе пробиваются наверх в основном из низов, читал, что в советские футбольные секции приходили записываться такие, у кого под трениками по бедности не было трусов. В аквабайке богачи добиваются высот, в выездке, в парусных гонках… а вот в футболе нет, хоть ты тресни.
Кстати, зря Путина не показали на финале. Не знаю, есть ли на ЧМ по футболу традиция передачи символических ключей от старой хозяйки к новой, но было бы не лишним. Помните, как после ванкуверского позора наш президент, сурово насупив брови, пообещал «подождите до Сочи». Мало кто поверил, но выступили на пять (без учёта околоспортивных нюансов). Владимир Владимирович старается «следить за базаром», у него не отнять. Впрочем, он мог в этот раз ничего не обещать, потому что сам не верит. Да и был ли он на стадионе вообще? Я больше за игрой следил.
Да и любит ли глава нашего государства эту игру? Вспомните, как воспарил наш хоккей, далеко оторвавшись от футбола, когда генсеком стал Брежнев. Канадцев громили, чемпионы всего, а как дело летом до мяча доходило, так опять молились о выходе из подгруппы. Зато при Ельцине большой теннис оживился. Однако в дзюдо мы не самые-самые. Кто постигнет тайну этого механизма?
А ещё прочитал сразу у нескольких наших очевидцев бразильских футбольных баталий, что, узнав, откуда болельщик, их не похлопывали по плечу, не спрашивали про российскую сборную, не интересовались зарплатами игроков. Ни в такси, ни в ресторане, ни на рецешине в отеле, ни в пресс-баре, ни на футбольной трибуне.
Неинтересны. Мы все. Вот, где настоящая беда…
Леонид Черток