Напомним, накануне в Москву было доставлено порядка 300 кг ядерных отходов с исследовательского реактора Центра ядерных исследований Германии в Россендорфе, недалеко от Дрездена. Транспортировка происходила воздушным транспортом,
который считается наиболее рискованным для таких перевозок. «В случае аварии
во время транспортировки, последствия были бы наиболее серьезные, а возможное крушение самолета может привести к загрязнению радиацией нескольких тысяч квадратных километров», - сообщил ИА «RUSNORD» сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк.
Ядерный материал направляется в Подольск Московской области.
Исследовательский реактор в Россендорфе был остановлен 15 лет назад. После отправки 300 кг ядерных отходов там останется еще около 4,5 тонн низкообогащенного урана, от которых немецкие власти рассчитывают избавиться к 2011 году. Вся процедура, стоимость которой оценивается в один миллион евро, финансируется за счет Германии. Стоимость хранения в Россендорфе с обеспечением соответствующей охраны составляет примерно 92 тысячи евро в неделю, поэтому, по его словам, Саксония заинтересована в скорейшем возвращении в Россию всего "ядерного наследства" (еще около 4,5 тонн природного урана), оставшегося от бывшей ГДР.
По мнению российских и немецких экологических организаций, эта транспортировка представляет серьезную угрозу природе и здоровью людей, а ее целесообразность - под большим вопросом.
"Весь проект рождает множество вопросов. Почему из Германии, где более
высокий уровень ядерной безопасности, уран перевозят в Россию? Почему самым
опасным видом транспорта? Очевидно, что власти Саксонии просто избавляются
от ядерных отходов, которые дорого хранить и которые до сих пор чрезвычайно
опасны, - говорит Владимир Сливяк. - Сомнительно, что в России можно будет организовать такой же высокий уровень защиты ядерных материалов, какой сегодня существует в Германии. Поэтому, эта перевозка - шаг назад с точки зрения обеспечения безопасности и защиты материалов от хищений".