«Торговля отходами - это аморальный и циничный бизнес, который Urenco может вести только в коррумпированной России, где атомной промышленности позволено нарушать законы и плевать на общественное мнение», - считает Владимир Сливяк.
По информации группы «Экозащита!», 31 января в 21 час по московскому времени с немецкого уранобогатительного предприятия в Гронау стартова поезд, перевозящий радиоактивные отходы (РАО) в Россию через Голландию. Сегодня днем поезд прибывает в Роттердам, где обедненный гексафторид урана будет перегружен на корабль, следующий в Санкт-Петербург, откуда радиоактивные отходы по железной дороге направятся в один из трех российских городов: Новоуральск, недалеко от Екатеринбурга,
Северск, поблизости от Томска, или Ангарск около Иркутска.
Несмотря на то, что информация стала известна экологам достаточно поздно, в некоторых из этих городов сегодня состоятся акции протеста. Напомним, во время последней перевозки радиоактивных отходов (июнь 2006) из Германии в Россию экологи успели
организовать акции на всех 5 остановках поезда.
В ноябре активисты из группы "Экозащита!" и ряда немецких антиядерных организаций смогли на полтора часа заблокировать предприятие в Гронау в знак протеста против продолжающегося экспорта радиоактивных отходов в Россию. В октябре в Москве на полчаса было заблокировано посольстве Германии в Москве. В июне, июле и декабре акции протеста против ввоза в Россию радиоактивных отходов компании Urenco прошли в Томске, Екатеринбурге и Иркутске.
Начиная с 1996 года завод в Гронау (немецкое подразделение корпорации URENCO) отправляет отходы процесса обогащения урана (т.н. отвальный гексафторид урана или урановые «хвосты») в Россию. До 90% ввезенных отходов остается на российских предприятиях для окончательного захоронения, которое производится бесплатно для европейских компаний. Общее количество РАО, поступивших в Россию за последнее десятилетие, приближается к 100 тыс. тонн. Причем ст. 48 Закона РФ об охране окружающей среды запрещает ввоз радиоактивных отходов с какими-либо целями. Если же западноевропейские компании будут захоранивать отходы у себя, то стоимость их продукции возрастет примерно в 5 раз, что сделает ее конкурентоспособной.