Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Школа: Когда обучение не во вред здоровью. Размышления в преддверие 1 сентября

По данным медицины, за время обучения в школе 70% функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы перерастают в стойкую хронику: в 4—5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза — органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечнососудистой системы (более чем в 2 раза), что прямо связывается с отсутствием здоровьесберегающей школьной среды. Только 10% школьников старшей школы относятся к числу здоровых, а 50% имеют хронические заболевания и 40% относятся к группе риска.

Беспокойство вызывает учебная ситуация в новых типах школ. Так, по статистике, 50% гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, тогда как в общеобразовательной школе эти цифры составляют 20—30%.

В российских школах, как могут, пытаются справиться с этой проблемой – на всех уровнях, начиная от правильного распределения учебного процесса и специальных методик на уроках физкультуры, и заканчивая правильно подобранной школьной мебелью. С последней – сложнее, ибо денег в региональных и городских бюджетах на специальные парты и стулья, которые «растут» вместе с маленькими учениками, не предусмотрено. Здесь на помощь школе и, в первую очередь, собственным детям, приходят родители. Причем, общероссийская тенденция такова, что все больше родителей идут навстречу здравому смыслу и здоровому будущему своих детей. Как показывает практика, в последние годы ситуация изменилась в сторону того, что родители первоклассников сами заинтересованы в том, чтобы их малыши с первых шагов в школе чувствовали себя комфортно – в их классах должна быть красивая мебель, удобные парты, теплые окна, они не должны страдать от жажды и от отсутствия средств гигиены.

Я прошелся по нашим, архангельским школам, чтобы своими глазами увидеть, как они готовятся встретить своих учеников. Везде ремонт – и это порадовало. Жаль, не в каждой школе удалось пообщаться с должностными лицами, все-таки лето, пора отпусков. Наметанным взглядом – я ведь в школах не чужой человек, выпускник истфака и по диплому – учитель истории, - я примерно прикинул, что и как там будет после наведенной «косметики».

Процентах в 80 школ все будет как прежде – зеленые или голубые стены в рекреациях, линолеум, весьма скучные классы… Порадовала 8 школа – уютно, красиво, весьма комфортно. Удивила своей совковостью 6-я. Огорчила 17-я – там кроме вылизанного на кудринские деньги холла, все достаточно невзрачно. Впрочем, всем все понятно – в школе ведь главное не стены, а учителя, и те, знания, которые они дают детям.
На фоне всего разнообразия лично меня впечатлила 45 школа – обычная, муниципальная. Причем, впечатлила не только внешним и внутренним видом – который, кстати, не в пример остальным красивее и уютнее, но и инновационным подходом к школьному учебно - воспитательно - здоровьесберегающему процессу. О последних трех составляющих я говорил с заместителем директора школы по старшим классам Маргаритой Гавриловой.

По ее словам, руководство школы уделяет большое внимание внедрению новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Меня провели по школе, и мои впечатления таковы: даже не во всякой гимназии встретишь в классе мультимедийные доски, кабинетные компьютеры, мультипроекторы, которые заменяют выцветшие таблицы на стенах, как правило, закрывающих отпавшую штукатурку, и современные телевизоры для просмотра обучающих программ. Маргарита Петровна говорит, что очень важно, чтобы сами учителя могли пользоваться этими нововведениями, дабы идти в ногу со временем. Как учитель, я разделяю ее мнение, - жизнь стремительно меняется, наука – развивается. Учитель не должен стоять на месте, это факт. Для современного педагога важно быть в курсе всего, что происходит, только так можно быть авторитетом для своих учеников.

Эффект от введения новых технологий не заставил себя ждать - 45-я школа уже два раза становилась победителем городской ярмарки инновационных образовательных учреждений - в 2007 и 2008 годах. Плюс учащиеся школы постоянно берут первые и призовые места на различных соревнованиях и олимпиадах Архангельска и Архангельской области.

Слушаю Маргариту Петровну и думаю, что все, о чем она мне говорит, не может быть заслугой просто коллектива… Потому что коллектив всегда двигает Личность. Имя этой личности в отдельно взятой 45 школе - Лидия Васильевна Елькина, ее директор.

От зама директора по старшим классам я узнаю, что вообще педагогический коллектив 45 школы сложился высокопрофессиональный и дружный. Половина учителей имеют высшую квалификационную категорию, многие становились лауреатами и победителями различных конкурсов и соревнований. Так, победителями нацпроекта «Образование» на федеральном уровне стали учителя 45-й школы Г.Б. Новоселова и Л.В. Едемская.

Маргарита Петровна отмечает, что деятельность педагогического коллектива школы и родителей учащихся даёт очень хорошие результаты: с момента открытия в 1992 году школа выпустила почти тысячу выпускников, из них 28 серебряных и 6 золотых медалистов. Средний уровень качества образования в 2008-2009 году составил 59%, то есть 59% учащихся окончили этот год без троек. Школа заняла пятое место по результатам проведенных олимпиад среди ВСЕХ средних учебных заведений города, в том числе и гимназий и лицеев.

Важный момент: в 45 школе учителя и ученики имеют беспрепятственный доступ в интернет: здесь реализуется программа общей «интернетизации» школы, развития информационной компетентности учащихся и педагогов в процессе создания единого информационного пространства школы. Уже не только в компьютерных, но и в обычных классах учащиеся могут воспользоваться БЕСПЛАТНЫМ доступом в сеть интернет. Действует также сайт школы, созданный самими учащимися.

Как отметила председатель областной комиссии по проведению ЕГЭ по обществознанию в Архангельской области Наталья Овчинникова, 45 школа занимает одно из первых мест по результатам ЕГЭ по гуманитарным наукам в области. «В целом школа очень хорошая, активно участвующая в различных олимпиадах и соревнованиях нашего города», - говорит Овчинникова.
Маргарита Петровна особо отмечает, что в образовательный процесс постоянно вводятся новые дополнительные программы. Это углублённое знание английского языка (со 2 класса), русского языка и литературы в гимназических классах, с 3 класса дети начинают изучение информационных технологий, проводится предпрофильная подготовка, организуется научно-исследовательская деятельность школьников. Всё это приводит к тому, что из стен школы выходят выпускники, имеющие дополнительные знания, навыки и умения, позволяющие им без проблем сдавать единый государственный экзамен и поступать в высшие учебные заведения.

И еще, на мой взгляд, очень важная вещь – текучки учительских кадров в этой школе нет. Если бы я не решил связать свою жизнь с журналистикой, то, скорее всего, попытался бы стать учителем истории в 45-й.

Идем дальше по школе и продолжаем беседовать с Маргаритой Петровной… Заходим в блок, где учатся малыши. Здесь я в первый раз вижу парты-трансформеры – немножко непривычно, что ребенок сидит за ней один, зато очень функционально: лично я все годы в школе очень страдал из-за своего высокого роста – мне неудобно было сидеть за школьным столом как в начальных классах, так и в старших. Здесь проблема решена сама собой – перты и стулья (!) регулируются под рост ребенка: спина остается ровной, коленки не упираются в стол, да и вообще – это действительно очень удобно!!!

Как оказалось, этот фактор – удобного рабочего места во время уроков – колоссально влияет на показатели здоровья учеников школы.
Маргарита Петровна объясняет мне, что одним из главных приоритетов руководства школы стало сохранение и укрепление здоровья учащихся, как следствие - привитие им навыков здорового образа жизни, создание благоприятной атмосферы, мотивирующей на получение качественного образования и развитие творческих способностей.

Сохранение здоровья – это не только уроки физкультуры, а, прежде всего, атмосфера в классе, в коридоре и вокруг школы. Это не пыльные и темные классы с отвалившейся штукатуркой, это не обшарпанные стены в рекреациях и, тем более, не исписанные нецензурными выражениями стены учебного заведения. Это, прежде всего, уют и функциональность классов, где занимаются дети по шесть, семь часов, пять или шесть дней в неделю. В 45-й школе все создано для того, чтобы дети чувствовали себя как дома, - уютные светлые классы, новая мебель, новые парты, стулья и даже кулеры с водой. Все это, конечно, не только заслуга школы, но и родителей, – решивших, что их дети достойны лучшего.

Странно, но в отличие от других школ, где даже новая мебель может быть исписана и изрисована уже через несколько недель, в этой школе такого нет. Ребята, уверена Маргарита Петровна, сами понимают, что то, что сделано в этой школе руками работников учебного заведения и их родителей, все это сделано не для «понтов» перед кем-либо, а, в первую очередь, для них самих. Поэтому и отношение – соответствующее.

Да я и сам увидел и прочувствовал: здесь просто психологически невозможно позволить себе что-то сломать или испортить. А это дорогого стоит.
Еще я видел совершенно потрясающий класс музыки и комнату творчества, спортзалы, профильные классы… и по-хорошему позавидовал тем ребятам, кому посчастливилось здесь учиться.

Будучи в своё время выпускником сельской школы, я и мечтать не мог о таких условиях, которые созданы для детей в 45-й архангельской школе. Мы тоже выучились и в меру способностей ищем свое место в этой жизни. Но я уверен, что если бы у нас в классе были такие обучающие программы, дополнительные занятия и вообще хотя бы отдаленно похожие условия обучения, то нам было бы в разы проще.

Олег Маглич
 
 

Работая в офисе, мы пользуемся различной канцелярией. В школе – дети пишут задания в тетрадях ручками. В университете – студенты чертят при помощи линеек и карандашей. Вот, по этому, Вашему вниманию представлены канцтовары. Более детально ознакомиться с разнообразием можно на сайте skrepo.ru.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (318)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20