Сегодня о двух патриотических акциях, со знаком плюс и со знаком минус.
Начнём с первой, хорошей. «Бессмертный полк» называется.
Я не раз писал, что не люблю многолюдия, по поводу или без оного. В детстве меня раздражали колонны демонстрантов, проходящих мимо моего дома два раза в год – на 1 мая и на 7 ноября. Туда (на Красную площадь) ещё ничего, культурненько, только громко. А вот обратно совсем беда – после их прохода огромный холл подъезда нашего дома (при желании там можно было разместить небольшую автопарковку), переделанного из гостиницы (подворья) в кучу небольших квартирок так называемого «гостиничного типа», превращался в настоящий бассейн с жёлтой жидкостью… известного происхождения. Грешили в основном мужчины, ухитрявшиеся проносить с собой на главную площадь страны не только пиво, но кое-что и покрепче. Специально вглядывался в телевизор во время прямого репортажа, когда они проходили мимо Мавзолея, где мерзло или потело в зависимости от времени года и погоды руководство исчезнувшей страны… вроде бы никто не прикладывался, только руками возбуждённо махали. И когда только успевали... насосаться? Короче, освобождённый пролетариат празднует.
А однажды мы с бабушкой в этот нездоровый час возвращались с киноутренника, и нас две тётки не пускали в подъезд. Оказывается, стерегли, когда их подруги облегчатся, они вышли, подтягивая что-то там под юбками. Эмансипация быдла, по-другому не назовёшь.
Хотя претензия и к той системе власти, ближайший общественный туалет был только у метро «Новокузнецкая». А это минут 15… и то бегом.
Потом мама мне рассказала, как сдуру за компанию со своим театральным курсом пошла на похороны Сталина, хотя те студенты много чего знали и понимали, как её чудом вырвали из горюющей толпы, а подружку не успели, и ей сломали ногу, да так, что пришлось распрощаться с актёрской профессией. «И поделом нам, - сокрушалась мама, - мы ёрничать шли, а там люди всерьёз рыдали».
После таких детских впечатлений и маминого рассказа, я сторонился любых колонн (кроме армейских, там устраниться не получилось). Вернее, встал два раза – в январе 91-го, когда москвичи шли на Манежную протестовать против вильнюсских событий, и в августе того же года, после победы над путчистами. Но это же другое дело, на наших глазах и при нашем участии делалась ИСТОРИЯ. Да и колонны были совсем не парадные, никто тогда не знал, чем дело может кончиться.
Но вот куда бы я сейчас встал с чистым сердцем, так это в колонну «Бессмертного полка». Потому что отец воевал, и, несмотря на всю его работу в кино и театральные постановки, считаю это самым важным делом его жизни.
Сам не могу встать, так сыновья встали, четвёртый раз 9 мая пронесут они по улицам Архангельска фотографию гвардии капитана-москвича Леонида Чертока.
И пусть кто-то брюзжит насчёт заорганизованности акции, задуманную сибирским журналистом и перехваченную партийной властью. Давайте смотреть правде в глаза – она стала такой массовой после того, когда портреты ветеранов стали делать централизованно, надо только принести фотографии из семейного архива. Да ещё и бесплатно, изготовление штендера для жителей двух районов Архангельска оплачивает Благотворительный фонд холдинга «Аквилон Инвест», у директора которого Александра Фролова дед воевал в Северных конвоях. Как это сделать, куда нести, можно прочитать в этом материале.
Наверное, сделанные своими руками и увеличенные в домашних условия портреты родственников смотрелись бы более трогательно. Но, зная наш народ… сколько бы ещё откладывали из года в год, собирались, но руки не доходили… я по собственной семье сужу.
«Это нужно не мёртвым, это нужно живым»… правильность поэтической строки я по своим детям понял, у них от дедушки, прадедушки и прабабушки только военная память и осталась. Зато какая!
Тем более колонна «Бессмертный экипаж» - фирменный знак Архангельска, напоминание мальчишкам, что они, как ни крути, живут в военно-морском городе.
А теперь перейдём (с моим отвращением) к акции с жирным знаком минус.
Не только я придерживаюсь этого мнения. Вот, что написал в соцсети один известный архангельский юрист: Дикие племена развешивали головы врагов на копьях в своих становищах. Это мероприятие ровно того же пошиба... Стыдоба. Кроме того, что - бездарное разбазаривание бюджетных средств. В телевизоре ежедневно деньги на лечение больных детей собирают...
Речь об акции «Сирийский перелом». Это такой специальный поезд-музей, который в агитационно-рекламных целях гоняют по всей России. Типа отчёта, чем занимаются наши военные в далёкой и, по большому счёту, на фиг никому здесь не нужной Сирии. Кроме демонстрации последних достижение в области отечественного вооружения с последующей продажей, о чём давно не стесняются говорить с трибун и в телевизоре. Но только представьте себе, что в этой сфере аукционисты имеют все шансы пасть смертью храбрых во время демонстрации… мороз по коже не продирает?
Это… не знаю, какими приличными словами назвать… прибудет в Архангельск 18 апреля. Дальше железнодорожного вокзала не тронется (тупик-с), кому охота, придётся туда тащиться.
В пресс-релизе написано – Архангельск удостоился чести… лично у меня сплошные местоимения и вульгаризмы.
Что предлагают рассмотреть - эшелон из 18 вагонов, в которых представлено свыше 500 образцов трофейной бронетанковой, инженерной техники, артиллерийского вооружения, бронеавтомобилей, а также холодного и огнестрельного оружия, самодельных взрывных устройств, иностранных рационов питания, экипировки и оборудования террористов.
Вы верите, что из далёкой Сирии, с которой у нашей страны нет прямого железнодорожного сообщения, тащили весь этот железный хлам? Если да, то мы действительно живём в стране дураков, у которых денег, как махорки (курение махорки вредит Вашему здоровью). К тому же у террористов вполне могло оказаться оружие c производственным клеймом made in Russia. Чего проще – покоцал у себя бронетранспортёр на полигоне, чуть за декорировал, погрузил на платформы и отправил в турне по стране… обыватель схавает.
В этот день на ж/д будет и полевая кухня, и патриотические песни-пляски, и даже мобильный пункт записи на военную службу по контракту. «Хочешь, чтобы отстрелили задницу в далёкой пустыне – мы ждём тебя, сынок!». По-моему, те, кто хотел пострелять вдали от дома по живым мишеням, давно записались в ЧВК «Вагнер»… вспомните, какая информационная кампания была в прошлом году насчёт заработков у новых русских наёмников.
А уж песни-пляски-кухни… полное впечатление, что нам устраивают репетицию Дня победы… тьфу, как противно!
Мой младший сын в свои четыре с половиной года интересуется вооружением, дома есть несколько специальных книг. Но на «Сирийский перелом» я его точно не поведу. Он – парень дотошный, всегда засыпает вопросами, я же стараюсь по возможности говорить ему правду. Чья техника приехала к нам? Специалисты давно определили – там, может, и есть что-то от террористов, но в основном от сил сирийской внутренней оппозиции. Плюс курдских повстанцев, с которыми тоже всё очень непросто (я им, например, симпатизирую).
А ещё Сирия президента Асада угрожает Израилю (традиция этой малоприятной семейки). Как объяснить, что мы душой должны быть на стороне еврейского государства? Очень просто. Наверное, у каждого найдётся в прошлом любимая девушка-еврейка или друг-одноклассник, репатриировавшийся на Землю Обетованную. Но есть ли знакомые сирийцы? Вот и ответ, на чьей стороне должны быть ваши симпатии.
Поэтому – «Бессмертному полку» моё ДА, и однозначное НЕТ «Сирийскому перелому». Мы ещё в состоянии отличить агитационную фальшивку от действительно народного праздника.
(на фото: вот такую шнягу гонят в Архангельск)
Леонид Черток