Я уже, кажется, писал о своей мечте поехать куда-нибудь на отдых. На дальние расстояния не замахиваюсь, ибо привязан проблемами с вестибулярным аппаратом. Остаётся Архангельская область, поближе к дому… поддержка отечественного производителя в чистом виде.
Начал действовать как продвинутый – послал запрос в поисковик интернета. Хм, выбор небогатый… но на то и север. И главное – нигде не написано, ждут ли там инвалидов.
Поясню. Я не упёртый колясочник. То есть, могу спуститься со второго этажа на первый и подняться (даже выше могу, если будет стоящий стимул), дойти от машины до подъезда, до столика в ресторане. Тяжело… но могу. Однако сейчас желание именно отдохнуть, а не преодолевать. Имею, в конце концов, право… с 2004-го без отпуска (ежегодные больницы не в счёт).
Понимая, что нужной информации в интернете не добыть, обратился к знакомым в ТИЦ (туристический информационный центр), там мои проблемы знают. Бодро взялись за дело… и через три дня ответили в некоторой растерянности, что мест, полностью приспособленных под отдых инвалидов-колясочников, в регионе нет в принципе. То есть, на местах готовы помочь физически… но как, в каких объёмах… просто нет опыта.
И тогда я вспомнил о «Беломорье». Санатории, где больные люди, по всем понятиям, самые желанные гости. Я туда приезжал лет 7 назад позагорать на местном пляже и обратил внимание, что санаторная столовая расположена метрах в пятидесяти от лечебного корпуса. И лестницы помню… зато пандусов не помню. А ехать мне надо на три недели минимум, иначе не отдохну. То есть, кушать будет хотеться каждый из 21 дней… минимум три раза. На процедурах, кстати, не настаиваю, только озонотерапия. Чисто природная – вывозите меня в лес, оставляйте с книжкой под сосенкой, и забирайте к обеду-ужину. И за эти не входящие в прейскурант труды я готов платить в любом удобном виде – хоть через бухгалтерию, хоть конкретному человеку из кармана в карман как благодарность за оказанную услугу.
Понимая, что случай мой особый (я вообще особый… в смысле, не рядовой), отправил в «Беломорье» переговорщика. Тоже непростого, с общественными полномочиями. И вот, что ей там ответили…
Оказывается, наш славный северный санаторий совсем не приспособлен к приёму инвалидов. Отсутствие пандусов, неудобные переходы, большие расстояния, лестницы, труднопроходимые для колясок дорожки на территории (специальный апгрейт надо делать). Так к этому и были готовы, как насчёт помощи? Исключено! В данном лечебном учреждении проходит оптимизация, рабочих (санитарочных) рук и так не хватает.
А как же инвалиды-колясочники? Приезжают вместе с сопровождающими. Мой представитель постеснялся спросить, где находят таких богатеев, способных заплатить сразу за две путёвки. Минимум, потому что только штангист-профессионал в силах перенести колясочника через все препятствия. С учётом того, что одни сутки пребывания там обходятся в летний сезон в 3 300 руб. Причём, как я понял из прайс-листа, размещённого в интернете, в эту сумму входят только гостиничные услуги и пансион, лечебные процедуры оплачиваются по отдельному прейскуранту. Умножьте на 21 и на два. А если на три? Вот и у меня челюсть отпала…
Но даже если у вас есть деньги (слава богу, не на одну пенсию живу). У меня просто нет близкого человека, который смог бы провести со мной эти три недели. Семье портить летний отдых я не вправе, их ждёт тёплое море.
То есть, получается, что отдохнуть инвалиду-колясочнику в архангельском «Беломорье» не получится ни при каких условиях, разве что какому-нибудь престарелому дону Корлеоне под конец жизни захочется русской экзотики. И знаете, сколько нас таких неотдохнувших? 30 000 по одному Архангельску, более 100 000 по Архангельской области. Ау, хвалёная доступная среда!
Но и это ещё не полный беспредел. Полный беспредел в людских головах. По случайности в эти же дни на сайте 29.ru идёт обсуждение материала, как ещё один инвалид-колясочник по Архангельску прогулялся. Точнее, о поясе недоступности, что в Маймаксе, что в самом центре столицы области. С какими-то невероятными цифрами – чтобы оборудовать въезд колясок в Архангельский городской культурный центр, городской бюджет истратил МИЛЛИОН рублей (стесняюсь спросить и о материалах, и об умельцах, и о подрядчике работ).
Но и это можно пережить, по крайней мере, знакомо. А вот людское… затрудняюсь подобрать определение… принять гораздо сложнее. Вы сами почитайте эти комментарии:
- Инвалид находится на полном гос.обеспечении , получает пенсию из денег (бюджетных , пенсионных) которые платят люди ТРУДА своими налогами . Т.е инвалиды находятся на содержании у людей работающих и ещё начинают качать права - вынь да положь ему ещё и пандус (к примеру). Скромнее надо быть, господа инвалиды !
- Как все жить у инвалида не получится ... люди зарабатывают себе на жизнь своим ТРУДОМ , а инвалид - своими болячками и физическими недостатками (без обиды) ...по факту .
Объяснять этим… гм… что инвалидность поджидает каждого за любым углом (в виде инсульта, мчащейся машины, техногенной катастрофы, даже простого гриппа с непростыми осложнениями) напрасный труд… но им воздастся. Имеет смысл объяснить другим, считающим, что это сейчас инвалидов много, а вот раньше… А раньше об этой проблеме вообще не говорили. Вы помните хоть одного инвалида-колясочника в своей школе (8-10 % от общего числа населения величина практически постоянная, кроме послевоенных лет)? Не потому, что их не было. Обучение проходили на дому, чтобы не портить своим непрезентабельным видом бодрый социалистический пейзаж. И в институты у таких документы принимали только по звонку из ЦК… сам тому свидетель.
Наверное, когда-нибудь это изменится. А пока – прощай «Беломорье»!
(на фото: обратите внимание на лесенку справа...)
Леонид Черток