Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Проект Гудим-Левковича "О тех, кого я помню и люблю": Сергей Кузнецов - строитель и созидатель

«Строитель и созидатель» - эти слова высечены на памятной доске Сергею Ивановичу Кузнецову, установленной в фойе здания Северного Морского пароходства – здания, которое он построил и пароходства, которое он созидал.

В январе 1870 года архангельский губернатор Николай Качалов собрал в Кеми большое совещание промышленников, купцов, судовладельцев. На нем было принято решение о создании Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства. 16 мая император Александр II утвердил его Устав, что стало днем рождения предприятия, сыгравшего огромную роль в развитии Архангельска и всего Русского Севера. Через 100 лет под руководством Сергея Кузнецова оно достигло пика своего развития. При этом сам Сергей Иванович значительную часть своей морской карьеры сделан на берегу. Может и в этом был секрет успеха?

Сергей Кузнецов родился 19 сентября 1914 г. в Архангельске, в семье коренных поморов, перебравшихся в губернский город в начале 20-го века. После семилетки он в 1932 году окончил гидротехнический факультет Архангельского мелиоративного техникума. Работал техником-прорабом конторы дорожно-осушительных работ, участвовал в расчистке Обводного канала, и осушении прилегающих к нему территорий. Затем была работа техником стройчасти Архангельского района Гидрографической службы Северного флот. В 1936 году в его трудовой книжке появилась запись о приеме на работу в Северное государственное морское пароходство, где он стал сначала заместителем, потом начальником стройконторы. Одновременно в 1938-1939 и 1941-1943 годах являлся заместитель начальника стройуправления № 8 (Беломорского) Главморстроя Наркомата Морфлота СССР. Также был избран заместителем председателя профсоюза Северного бассейна. В предвоенные годы Кузнецов активно участвовал в реконструкции портового хозяйства в Архангельске. Этот опыт оказался очень востребованным с началом Великой Отечественной войны.

Уже приход первого конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск вскрыл множество недостатков в организации приемки и разгрузки судов. Порт необходимо было срочно модернизировать. Постановлением Военного Совета Архангельского военного округа Сергей Кузнецов был назначен руководителем работ по подготовке портового района Экономия к приемке грузов, доставляемых союзными конвоями. В 1942 году он возглавил модернизацию портового хозяйства на участке Бакарица, что позволило выгружать боевую технику и снаряжение непосредственно в железнодорожные вагоны и существенно ускорило их доставку на фронт. В 1943 году Кузнецов вышел в море – его назначили помощником по политчасти капитана парохода «Михаил Громов». На старом и тихоходном – скорость всего 8 узлов, пароходе в составе внутренних конвоев совершал рейсы по доставке вооружения, боеприпасов и продовольствия для воинских частей на Соловках, на побережье Белого моря, в Пертоминск и Мезень. С 1944 года Кузнецов - парторг Архангельского обкома ВКП (б) при Северном морском пароходстве, принимал непосредственное участие в обеспечении подготовки и проведении наступления войск Карельского фронта и Северного флота по освобождению советского Заполярья и Северной Норвегии. По представлению командующего Беломорской флотилией вице-адмирала Пантелеева в победном мае 1945 года приказом командующего Северным флотом адмирала Головко награжден орденом Красной Звезды.

В 1946 году он становится заместителем начальника политотдела СМП. Был направлен на учебу в Академию морского флота в Ленинград, в 1953 году окончил эксплуатационный факультет. Как вспоминала дочь Сергея Ивановича Елена Ципцина, ему предлагали распределение на Балтике, Черном море и даже в Китае. Но он сказал: «Лучше Архангельска города нет! Я поеду только в Архангельск». В 1953-1957 годах Кузнецов возглавлял политотдел СМП, затем 5 лет был заместителем начальника пароходства по эксплуатации, В 1962 году Сергей Кузнецов сменил Д. В. Дудина в должности начальника пароходства. Началась «эпоха Кузнецова», продлившаяся без малого четверть века.

При Кузнецове СМП стало по-настоящему комплексным предприятием морского транспорта. В состав СМП входили: транспортный, пассажирский и технический флот, пять морских портов, два судоремонтных завода, база техобслуживания флота. На балансе пароходства находилось множество объектов социальной сферы - жилой фонд, семь детских садов, пионерский лагерь «Беломорец», Дворец культуры моряков с Интерклубом и многое другое. Работали в пароходстве около 20 тысяч человек.

Главным делом Кузнецова стало планомерное развитие материальной базы предприятия: флота, портового хозяйства, социальной сферы. При нем была осуществлена «вторая техническая революция» - замена пароходов на теплоходы, дизель-электроходы и газотурбинные суда. До 1980 года в состав СМП принято 169 новых теплоходов (лесовозов), четыре пассажирских судна, новые землесосы.

Он был собиратель, строитель и созидатель по характеру и по стилю руководства. Сергей Иванович утверждал: «Первый руководитель должен лично заниматься капитальным строительством и развитием предприятия». И сам следовал этому принципу неукоснительно. Слово «проблема» в то время не употребляли, верили, что всё решаемо, если умело работать. Приходил Сергей Иванович на работу раньше всех, шёл в диспетчерскую, просматривал радиограммы с судов и береговых подразделений. И, сообразуясь с текущими делами, выстраивал план на предстоящий рабочий день. Расстановка флота, обстановка на строящихся объектах, снабжение, люди - всё видел и всё знал начальник Кузнецов. Он любил посещать строящиеся объекты, прямо на стройплощадках проводил диспетчерские совещания, давал поручения. Если у кого-то в напряжённые моменты сдавали тормоза и повышался голос, Сергей Иванович спокойно говорил: «Крик делу не помощник. Ищите приемлемое решение». По воспоминаниям ветеранов пароходства Сергей Иванович приходил на работу раньше всех, шел в диспетчерскую, просматривал радиограммы с судов и береговых подразделений. И, сообразуясь с текущими делами, выстраивал план на предстоящий рабочий день.

При Сергее Кузнецове в Архангельске были построены новое здание управления пароходства, морской речной вокзал, грузовой район Экономия с жилым комплексом, профилакторий «Меридиан», Дворец культуры моряков с Интерклубом, плавбассейн «Водник», поликлиника и больница имени Н.А. Семашко, пионерский лагерь «Беломорец», огромная база снабжения (МТО) на левом берегу Двины и на Бакарице, целые улицы жилых домов для работников пароходства, а также детские сады для их детей. Шла реконструкция судоремонтных заводов «Красная Кузница» и Лайский Док. Отстроен причал яхт-клуба, открыт Северный морской музей.

При непосредственном участии Сергея Ивановича в апреле 1971 года, ледоколы СМП «Василий Прончищев» и «Пётр Пахтусов» взломали лёд на Северной Двине, а ледокольные буксиры спустили его в море. Таким образом, еще до прохождения ледохода городской рейд, рукава Северной Двины были освобождены ото льда для предотвращения наводнения. С тех пор эта операция стала регулярной. В 1975 году, впервые, началась круглогодичная навигация в Архангельском морском порту и впервые суда СМП начали доставлять грузы геологам, ведущим разведку нефти и газа на побережье северных морей с помощью новой технологии «ледовый причал». «По сути дела пароходство было самостоятельным хозяином на Северном морском пути, выполняя важнейшую задачу организации судоходства в Арктике, - вспоминал Виктор Григорьевич Забелин, который много лет работал 1-м заместителем Сергея Кузнецова. - Он был талантливым руководителям, он предоставлял большую свободу для инициативы подчиненных, при этом всегда сам контролировал ключевые вопросы».

Сам он никогда не поднимался на мостик в качестве капитана судна. Может быть, поэтому главным кадровым «ядром» пароходства при Кузнецове были капитаны. После рейса он лично встречался с капитанами, часто бывал на судах и беседовал с моряками. Это было его твёрдым правилом, этого же требовал от заместителей, руководителей отделов и служб: быть в курсе дел на судах, знать настроение в экипажах. Кадровый состав при Сергее Ивановиче был стабильным. Лучшие капитаны, старшие механики становились заместителями начальника, возглавляли отделы и службы. «Сергей Кузнецов вывел пароходство на передовые рубежи в экономике области и страны в целом. Это было время создания важнейшего транспортного узла в Архангельске, нового броска в Арктику, создания принципиально нового, универсального флота, развития системы подготовки кадров, развитие ремонтной базы и мощной социальной сферы, которую создало предприятие» - вспоминал его приемник на посту начальника пароходства Александр Гагарин.

Накануне 100-летия Сергея Кузнецова флот Северного морского пароходства пополнился новым, третьим за год судном – универсальным сухогрузом, получившим имя легендарного начальника СМП. Старейшая судоходная компания России готовится отметить свое 150-летиен, а значит суда, на которых написано: «Порт приписки – Архангельск» будут флагманами российского торгового флота во всех морях и океанах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы хотите знать обо всех основных экономических новостях? При этом тратить время на поиски нужной информации катастрофически не хватает? На сайте инвестток подобрана самая свежая и оперативная информация для инвесторов, трейдеров, а также для тех, кто интересуется возможностью приумножения капитала.


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Декабрь 2024 (173)
Ноябрь 2024 (413)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)







Деньги


все материалы
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20