«Строитель и созидатель» - эти слова высечены на памятной доске Сергею Ивановичу Кузнецову, установленной в фойе здания Северного Морского пароходства – здания, которое он построил и пароходства, которое он созидал.
В январе 1870 года архангельский губернатор Николай Качалов собрал в Кеми большое совещание промышленников, купцов, судовладельцев. На нем было принято решение о создании Товарищества Беломорско-Мурманского срочного пароходства. 16 мая император Александр II утвердил его Устав, что стало днем рождения предприятия, сыгравшего огромную роль в развитии Архангельска и всего Русского Севера. Через 100 лет под руководством Сергея Кузнецова оно достигло пика своего развития. При этом сам Сергей Иванович значительную часть своей морской карьеры сделан на берегу. Может и в этом был секрет успеха?
Сергей Кузнецов родился 19 сентября 1914 г. в Архангельске, в семье коренных поморов, перебравшихся в губернский город в начале 20-го века. После семилетки он в 1932 году окончил гидротехнический факультет Архангельского мелиоративного техникума. Работал техником-прорабом конторы дорожно-осушительных работ, участвовал в расчистке Обводного канала, и осушении прилегающих к нему территорий. Затем была работа техником стройчасти Архангельского района Гидрографической службы Северного флот. В 1936 году в его трудовой книжке появилась запись о приеме на работу в Северное государственное морское пароходство, где он стал сначала заместителем, потом начальником стройконторы. Одновременно в 1938-1939 и 1941-1943 годах являлся заместитель начальника стройуправления № 8 (Беломорского) Главморстроя Наркомата Морфлота СССР. Также был избран заместителем председателя профсоюза Северного бассейна. В предвоенные годы Кузнецов активно участвовал в реконструкции портового хозяйства в Архангельске. Этот опыт оказался очень востребованным с началом Великой Отечественной войны.
Уже приход первого конвоя «Дервиш» 31 августа 1941 года в Архангельск вскрыл множество недостатков в организации приемки и разгрузки судов. Порт необходимо было срочно модернизировать. Постановлением Военного Совета Архангельского военного округа Сергей Кузнецов был назначен руководителем работ по подготовке портового района Экономия к приемке грузов, доставляемых союзными конвоями. В 1942 году он возглавил модернизацию портового хозяйства на участке Бакарица, что позволило выгружать боевую технику и снаряжение непосредственно в железнодорожные вагоны и существенно ускорило их доставку на фронт. В 1943 году Кузнецов вышел в море – его назначили помощником по политчасти капитана парохода «Михаил Громов». На старом и тихоходном – скорость всего 8 узлов, пароходе в составе внутренних конвоев совершал рейсы по доставке вооружения, боеприпасов и продовольствия для воинских частей на Соловках, на побережье Белого моря, в Пертоминск и Мезень. С 1944 года Кузнецов - парторг Архангельского обкома ВКП (б) при Северном морском пароходстве, принимал непосредственное участие в обеспечении подготовки и проведении наступления войск Карельского фронта и Северного флота по освобождению советского Заполярья и Северной Норвегии. По представлению командующего Беломорской флотилией вице-адмирала Пантелеева в победном мае 1945 года приказом командующего Северным флотом адмирала Головко награжден орденом Красной Звезды.
В 1946 году он становится заместителем начальника политотдела СМП. Был направлен на учебу в Академию морского флота в Ленинград, в 1953 году окончил эксплуатационный факультет. Как вспоминала дочь Сергея Ивановича Елена Ципцина, ему предлагали распределение на Балтике, Черном море и даже в Китае. Но он сказал: «Лучше Архангельска города нет! Я поеду только в Архангельск». В 1953-1957 годах Кузнецов возглавлял политотдел СМП, затем 5 лет был заместителем начальника пароходства по эксплуатации, В 1962 году Сергей Кузнецов сменил Д. В. Дудина в должности начальника пароходства. Началась «эпоха Кузнецова», продлившаяся без малого четверть века.
При Кузнецове СМП стало по-настоящему комплексным предприятием морского транспорта. В состав СМП входили: транспортный, пассажирский и технический флот, пять морских портов, два судоремонтных завода, база техобслуживания флота. На балансе пароходства находилось множество объектов социальной сферы - жилой фонд, семь детских садов, пионерский лагерь «Беломорец», Дворец культуры моряков с Интерклубом и многое другое. Работали в пароходстве около 20 тысяч человек.
Главным делом Кузнецова стало планомерное развитие материальной базы предприятия: флота, портового хозяйства, социальной сферы. При нем была осуществлена «вторая техническая революция» - замена пароходов на теплоходы, дизель-электроходы и газотурбинные суда. До 1980 года в состав СМП принято 169 новых теплоходов (лесовозов), четыре пассажирских судна, новые землесосы.
Он был собиратель, строитель и созидатель по характеру и по стилю руководства. Сергей Иванович утверждал: «Первый руководитель должен лично заниматься капитальным строительством и развитием предприятия». И сам следовал этому принципу неукоснительно. Слово «проблема» в то время не употребляли, верили, что всё решаемо, если умело работать. Приходил Сергей Иванович на работу раньше всех, шёл в диспетчерскую, просматривал радиограммы с судов и береговых подразделений. И, сообразуясь с текущими делами, выстраивал план на предстоящий рабочий день. Расстановка флота, обстановка на строящихся объектах, снабжение, люди - всё видел и всё знал начальник Кузнецов. Он любил посещать строящиеся объекты, прямо на стройплощадках проводил диспетчерские совещания, давал поручения. Если у кого-то в напряжённые моменты сдавали тормоза и повышался голос, Сергей Иванович спокойно говорил: «Крик делу не помощник. Ищите приемлемое решение». По воспоминаниям ветеранов пароходства Сергей Иванович приходил на работу раньше всех, шел в диспетчерскую, просматривал радиограммы с судов и береговых подразделений. И, сообразуясь с текущими делами, выстраивал план на предстоящий рабочий день.
При Сергее Кузнецове в Архангельске были построены новое здание управления пароходства, морской речной вокзал, грузовой район Экономия с жилым комплексом, профилакторий «Меридиан», Дворец культуры моряков с Интерклубом, плавбассейн «Водник», поликлиника и больница имени Н.А. Семашко, пионерский лагерь «Беломорец», огромная база снабжения (МТО) на левом берегу Двины и на Бакарице, целые улицы жилых домов для работников пароходства, а также детские сады для их детей. Шла реконструкция судоремонтных заводов «Красная Кузница» и Лайский Док. Отстроен причал яхт-клуба, открыт Северный морской музей.
При непосредственном участии Сергея Ивановича в апреле 1971 года, ледоколы СМП «Василий Прончищев» и «Пётр Пахтусов» взломали лёд на Северной Двине, а ледокольные буксиры спустили его в море. Таким образом, еще до прохождения ледохода городской рейд, рукава Северной Двины были освобождены ото льда для предотвращения наводнения. С тех пор эта операция стала регулярной. В 1975 году, впервые, началась круглогодичная навигация в Архангельском морском порту и впервые суда СМП начали доставлять грузы геологам, ведущим разведку нефти и газа на побережье северных морей с помощью новой технологии «ледовый причал». «По сути дела пароходство было самостоятельным хозяином на Северном морском пути, выполняя важнейшую задачу организации судоходства в Арктике, - вспоминал Виктор Григорьевич Забелин, который много лет работал 1-м заместителем Сергея Кузнецова. - Он был талантливым руководителям, он предоставлял большую свободу для инициативы подчиненных, при этом всегда сам контролировал ключевые вопросы».
Сам он никогда не поднимался на мостик в качестве капитана судна. Может быть, поэтому главным кадровым «ядром» пароходства при Кузнецове были капитаны. После рейса он лично встречался с капитанами, часто бывал на судах и беседовал с моряками. Это было его твёрдым правилом, этого же требовал от заместителей, руководителей отделов и служб: быть в курсе дел на судах, знать настроение в экипажах. Кадровый состав при Сергее Ивановиче был стабильным. Лучшие капитаны, старшие механики становились заместителями начальника, возглавляли отделы и службы. «Сергей Кузнецов вывел пароходство на передовые рубежи в экономике области и страны в целом. Это было время создания важнейшего транспортного узла в Архангельске, нового броска в Арктику, создания принципиально нового, универсального флота, развития системы подготовки кадров, развитие ремонтной базы и мощной социальной сферы, которую создало предприятие» - вспоминал его приемник на посту начальника пароходства Александр Гагарин.
Накануне 100-летия Сергея Кузнецова флот Северного морского пароходства пополнился новым, третьим за год судном – универсальным сухогрузом, получившим имя легендарного начальника СМП. Старейшая судоходная компания России готовится отметить свое 150-летиен, а значит суда, на которых написано: «Порт приписки – Архангельск» будут флагманами российского торгового флота во всех морях и океанах.
Вы хотите знать обо всех основных экономических новостях? При этом тратить время на поиски нужной информации катастрофически не хватает? На сайте инвестток подобрана самая свежая и оперативная информация для инвесторов, трейдеров, а также для тех, кто интересуется возможностью приумножения капитала.