«Плох тот моряк, кто не ходил под парусом».
Вице-адмирал С. О. Макаров
Юрий Анисимов: Парус одинокий
Я вырос на ул. Садовой, совсем недалеко от набережной. Просыпался под гудки судов на Северной Двине, катался на льдинах весной, потом летом любовался могучей рекой, на которой «плоты стоят от берега до берега», и с них удил рыбу. Рядом была знаменитая Архангельская мореходка, а напротив нее – единственный оставшийся не застроенным новой набережной участок берега: с балластными камнями, сваями старой пристани, и конечно яхт-клубом.
Мы привыкли называть Архангельск родиной российского флота, но при этом забываем, что 300 лет этот флот на Северной Двине поднимал паруса, уходя на них как на белоснежных крыльях в океан. А первым кораблем, на котором основатель морской мощи России государь Петр Алексеевич вышел в море, была яхта «Святой Петр». Так что яхтингу в Архангельске более трех столетий.
Сохранились сведения, что первые парусные гонки на Северной Двине состоялись на карбасах в 1870 г. Однако Архангельский яхт-клуб как таковой ведет свое начало с 1910 года, когда группа горожан создала кружок любителей парусного спорта. В том же году, были организованы 8 парусных и 2 гребные гонки, в которых участвовало 22 экипажа. В январе следующего года было принято решение создать Архангельский речной яхт-клуб. Основной его задачей стало: «Развитие на Северной Двине и взморье водного спорта: гребного, парусного, парового и моторного, а также усовершенствование постройки судов различных типов». На момент открытия в нем состоял 81 действительный член. В их распоряжении находились 22 парусных, 4 парусно-гребных, 2 гребных, 8 моторных и 1 парусно-моторное судно. Приказом Морского ведомства № 241 были утверждены форма одежды членов и штатных работников, а также флаг клуба, который подняли 29 августа 1911 года на Успенской (по имени храма Успения Богоматери) пристани. Эта дата стала днем официального создания Архангельского яхт-клуба. Ежегодно в течение навигации им разыгрывались переходящие призы: «Норвежский переходящий бокал», подаренный проживающими в Архангельске норвежцами, кубок имени Блосфельда, два кубка «Спаде-Шольц». После гражданской войны в 1921 году Успенская гавань вместе с имуществом яхт-клуба передана спортивному обществу «Водник». С середины 1930-х годов архангельские спортсмены-парусники стали постоянными участниками всесоюзных соревнований. После Великой Отечественной войны яхт-клуб получил по репарациям 10 яхт зарубежной постройки, используемых как учебные суда.
Расцвет парусного спорта в Архангельске пришелся на 1960-70-е годы, и неразрывно связан с именем Юрия Анисимова. Пятнадцатилетним юношей он выступил в своих первых парусных состязаниях на Северной Двине. И еще 15 лет занял у него путь к высшим достижениям в парусном спорте.
«Ребятня шла в городской яхт-клуб, он был один в Архангельске, - вспоминал Юрий Сергеевич. - Мы ходили под парусами юнгами – «зуйками», нас брали взрослые мужики на яхты. Лодки были «М20» местной постройки, с гафельным вооружением, «Л4», «Л45». Были и яхты, полученные по репарациям. Я пришел в клуб в 1953 году, у меня отец там начал работать, так получилось, он с молодых лет начал парусом заниматься. А через год выиграл первенство города среди взрослых на «эмках». В 1956 году в Архангельске появилась первая яхта класса «Дракон», это был «Нептун» ленинградской постройки. В 1957 году мы впервые поехали на чемпионат России».
При этом Юрий Сергеевич, не был «профессиональным» спортсменом в современном значении этого слова. Продолжая серьезные тренировки и участвуя в соревнованиях, он окончил Архангельский государственный медицинский институт, работал на кафедре глазных болезней под руководством знаменитого офтальмолога профессора Сергея Федорова, был научным сотрудником института эпидемиологии, микробиологии и гигиены в областном врачебно-физкультурном диспансере.
Сейчас, перелистывая подшивки журнала «Катера и яхты» за 1960-е годы, можно увидеть какой напряженной была в стране борьба за первенство в парусном спорте. В1965 году Юрий Анисимов впервые получил опыт участия в международных соревнованиях: матросом в составе ленинградского экипажа на Первенстве мира в Швеции. В том же году он сформировал свой экипаж из земляков-архангелоговодцев: Юрий Анисимов – капитан-рулевой, Валерий Афанасьев – шкотовый, Валерий Ружников – баковый. Три архангельских яхтсмена были уже неразлучны. В 1966 году они заняли 23 место на первенстве Европы в Копенгагене, в 1967 - 16 место на первенстве Европы в Гавре.
«В сборной страны наш экипаж был самый стабильный по составу, - рассказывал Юрий Анисимов. - Около 10 лет мы выступали вместе. У нас было расписано, кто, что делает во время маневров, поворотов, даже как перемещаться друг относительно друга. Как рулевой я определял тактику гонки. Но все внимательно следили за акваторией, и мне давали информацию. Любой маневр был отработан до совершенства, каждый знал, что ему делать. Причем так, чтобы друг другу не мешать и не сталкиваться».
В 1968 году всего два месяца отделяли Чемпионат СССР на Балтике от Олимпийских стартов в мексиканском Акапулько. Понятно, что на Олимпиаду должны были поехать действительно сильнейшие яхтсмены Союза. Две штилевые гонки Юрий Анисимов провел неудачно, прийдя 8 и 18-м, но перед последней гонкой шансы на «золото» у него и соперников были равными. Экипажу Анисимова удалось намного оторваться от остальных участников, и когда он пересек финишный створ, прозвучал трехкратный салют в честь нового чемпиона. Однако... оказалось, что судьи поторопились, и салют пришлось повторить: победителем стал его тезка Юрий Шаврин. Успех в первых гонках обеспечил ему запас, и, финишировав четвертым, он получил преимущество перед Анисимовым в 1 (!) очко. На самом деле все объяснялось просто: Юрию Анисимову, который большую часть сезона выступал на новой яхте датской фирмы «Петерсен», пришлось на этот раз идти на своем «Норде» таллинской постройки: новая яхта уже была отправлена в Мексику.
«У нас качественных отечественных красителей не было, а корпус «Петерсена» хорошим лаком был покрыт. Я был на приемке яхты в Дании на верфи «Петерсен анд Тюзен». Заодно посетили фирму «Эльвстрем», где заказали паруса с учетом, что мачта была из спруса - канадской сосны. И под эту мачту нам сшили паруса», - вспоминал о своей яхте Юрий Сергеевич.
По-настоящему подготовить старую лодку к соревнованиям у экипажа просто не хватило времени, мачта явно не соответствовала парусам; тем не менее, они смогли повторить свой результат 1966 года став вторыми.
А потом был каскад достижений архангельских яхтсменов, которые до сих пор остаются непревзойденными. За один год: Генуэзская регата- 2-е место, Неделя в Финляндии - 1-е место, Чемпионат Европы - 1-е место.
«Это был единственный случай, когда мы приехали загодя, дней за десять и отгоняли всю дистанцию. К тому же накануне была Хельсинская регата, много гонок было на той же самой акватории, а она там была неоднозначная, непростая: очень сильные и сложные течения, так просто в порт даже не подойдешь под парусами, можно только на буксире. Но у нас на Белом море тоже приливы и отливы. В итоге мы много призов собрали, целый мешок», - рассказывал Юрий Анисимов.
Но на Олимпиаде в Мексике наш экипаж ждала неудача – они стали только 11-ми из 23 участников. Во многом это не вина архангельских яхтсменов. Хотя в составе советской сборной была комплексно-научная группа, схема акклиматизации спортсменов оказалась непродуманна. С учетом климата в Акапулько нужно было приезжать за три месяца до старта, или не раньше, чем за 2-3 дня. Но наш экипаж попал в тропики за 20 дней до гонки, и накануне регаты все трое получили солнечный удар. И не выйдя из этого состояния, сразу пошли в океан на целый день под палящее солнце. Отдельная тема – экипировка советских яхтсменов. Им выдали гимнастическое шерстяное трико в обтяжку, которое рвалось на первой «откренке», и шапки велосипедную с белым козырьком не защищавшие глаза от солнца. Но до последней предварительной гонки экипаж Юрия Анисимова претендовали на место в пятерке.
«На прикидочных гонках мы с американцами, которые потом выиграли, на равных ходили. Потом перед олимпийским стартом прошел очень мощный тайфун. До нас докатывалась мертвая зыбь, причем, она была высотой до 10 метров и ветер другого направления. Когда в лавировку идешь, один галс на волну - кормой назад, а когда с гребня скатишься, то прямо в левентик летишь. Ситуация была для нас абсолютно непривычная. Испанцы шли от нас далеко-далеко и беды ничего не предвещало. Вдруг мы попали под гребень, лодку понесло назад, и испанская яхта неожиданно в нас врезались на полном ходу, хотя могли и отвернуть! Прямо посередине корпуса, со всего хода, транец пробили, бакштаг срезали. Мы сошли с дистанции», - рассказывал Юрий Сергеевич.
Но тогда парусный спорт все-таки был спортом джентльменов: на воде - соперники, на берегу - друзья. Поэтому в ремонте советской яхты помогли как раз американцы, хотя наши их об этом и не просили.
В 1975 году после ухода из большого спорта, Юрий Анисимов перешёл на тренерскую работу. Очарованный красотами Соловецкого архипелага он организовал и провел первую Соловецкую регату, ставшую затем традиционной. По его инициативе в Архангельске, в 1981 году была создана детская спортивная школа, директором которой Юрий Сергеевич работал долгое время. С помощью друзей он начал строительство новых зданий парусного центра «Норд», где разместилась школа. Твердо зная, что отдача от парусных секций не велика и страдает однобокостью, он решил вывести клуб на уровень комплексного спортивно-оздоровительного центра. Ему удалось убедить начальников разных уровней в целесообразности его возведения в исторической Соломбале, там где Россия впервые подняла паруса. В год 400-летия Архангельска строительство центра началось, но к сожалению до сих пор в полном объеме задуманное Юрием Анисимовым почти полвека назад так и не реализовано.
В 2005 году яхт-клуб вернул историческое название «Архангельский речной яхт-клуб». Правда, при этом, он уже как два года лишился своей исторической Успенской пристани. Высоко поднятый Юрием Анисимовым парус оказался одиноким на просторах Северной Двины…
Как получить урожай зимой? Для этого существуют специальные конструкции. Например, вашему вниманию представлена теплица из нижнего новгорода. Более детально ознакомиться с информацией об оборудовании данного сооружения можно на сайте https://fasenda.ru.