Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Так жить нельзя… умереть можно? Рецензия на фильм «Донбасс. Окраина» Рената Давлетьярова

Иногда я берусь писать о заведомо провальных фильмах. В качестве предупреждения.

Что можно ожидать от фильма на тему конфликта на Востоке Украины? Есть три возможных варианта: 1) взгляд со стороны российских ток-шоу; 2) взгляд со стороны украинской внутренней политике; 3) отстраненный холодный взгляд наблюдателя. Последний, хоть и проще в исполнении, но требует большого гражданского и творческого мужества. Но именно его ждёт искренняя зрительская благодарность, подавляющее большинство вменяемых людей относится к происходящему там по заветам Пушкина – чума на оба ваших дома!

Что можно ждать от фильма режиссёра Давлетьярова? Ничего особенного с учётом специфики его киношной биографии. Напомню вкратце, когда-то шустрый и не по мастеровому деловой постановщик декораций («человек с молотком») приглянулся Никите Михалкову, и тот его продвинул. Замечу, не в режиссуру, что было бы естественно для человека, у которого собственная режиссёрская мастерская, а в администрацию. То есть, не рассмотрел в нём ту искру божью, какую раздуть по силам.

Надо отдать должное, Ренат в администрировании преуспел, быстро стал директором картины, потом продюсером, да ещё много лет был вторым человеком (после Никиты) на Московском кинофестивале.  Красивые романы с красивыми женщинами с экрана… мосфильмовское воплощение голливудской мечты, да и только!

В какой-то момент успешный продюсер Давлетьяров решил, что способен на большее и… . Зря он это. Попытка ремейка классической военной драмы «А зори здесь тихие», провалилась по всем статьям. Именно в режиссуре (литературный источник там дай бог каждому).  Спрос с этого фильма гораздо серьёзней, чем с предыдущих семейных комедий или проходных триллеров, редкий критик в его сторону камень не кинул.

Ну и что, я знаю много примеров (и какие имена!), когда профессионалы из других профессий, попробовав свои силы в режиссуре, вздохнули и вернулись к исходному ремеслу. Или хотя бы решили, что этот жанр не для них.

Ренат продолжает экспериментировать. Не исключаю, что таков был госзаказ, и честный продюсер Давлетьяров принял мужское решение взвалить на себя эту тяжёлую ношу и критику от коллег. По-человечески это оправдано, но художественно…

Сюжет «Донбасса» относит нас к самому началу конфликта. Что в какой-то степени спасает последние крупицы достоверности происходящего на экране. Два солдата-срочника с украинской стороны везут подушки бойцам регулярной армии через мертвый посёлок. Причём один говорит исключительно на официальной государственной мове, а второй на литературном русском языке, даже не на суржике, что уже раздражает. Последнему захотелось отлить посреди заброшенных и разбитых улиц с остовами сгоревших машин (в основном российского автопрома). Ощущение от картинки такое, что из подъездов с выбитыми дверьми сейчас же выскочит какая-нибудь фантастическая нечисть… а тут отважный паренёк со спущенным штанами.

Вместо фэнтэзийной нечисти прилетел реальный снаряд точно в грузовичок. Причём непонятно, с чьей стороны, по крайней мере для зрителя. Но общее настроение указывает – свои своих разбомбили. То есть, украинцы (по гражданству) украинцев. То есть, плохие плохих.

И кто спасёт-приютит растерянного украинского «духа»? Конечно, опытный российский офицер-десантник. Попинав морально (для порядка), ведёт его в гостеприимный подвал, выполняющий в фильме Давлетьярова роль донельзя упрощённого Ноевого ковчега, куда сползаются все неприкаянные. Почему именно туда, не поддаётся никакому пониманию. Ведь это не Сталинград, в посёлке полно целых зданий с вполне благоустроенными квартирами. За него не идут ожесточённые бои, на фиг никому не нужен. Если и бомбят, то по чистой случайности. Зачем? По логике создателей (я так думаю), именно интерьер андеграунда лучше всего раскрывает противоречивые характеры там собравшихся.

Но и раскрывать особо нечего, все персонажи плоские, как через асфальтовый каток пропущен «А вы…», «а ваши…», «нацисты», «оккупанты»… к этому сводится любой диалог. Моральный перевес, конечно, на стороне офицера-десантника… стоп, а он-то какого чёрта делает в зоне чужого конфликта?! Судя по многочисленным камбэкам, гоняется за украинским офицером-изувером, пытавшим и расстреливающим пленных ополченцев. А как же многочисленные заявления про «нас-там-нет!» от первых лиц государства-фильмопроизводителя… куда смотрит военная цензура?! Наверное, в очередном отпуске… за что, в случае расшифровки, обязательно понесёт не только служебное, но и уголовное наказание. Опять сценарный ход не продуман, приехай он за старенькой мамой или любимой девушкой, я бы сопереживал.

Я профессионально сочувствую Давлетьярову, ему, как, впрочем, и Лознице, снявшему украинскую версию событий на Донбассе, изначально приходится придерживаться определённой трактовки. Но ведь можно, можно было подвесить в воздухе хотя бы парочку вопросов. Как получилось у Алексея Германа даже в цензурно выхолощенной «Проверки на дорогах».

Но Герман снимал для умного зрителя (ибо сам был умён). Давлетьяров снимает для тех, кто хочет вдобавок к отечественной телеговорильне «чего-нибудь этакого». Пенсионерка, не пожелавшая покидать брошенный людьми город «потому что мой здесь лежит» - это ли не Родина-мать? Безвинное больное дитё-сирота, чудесным образом выздоравливающее сразу по приезде на границу с Россией – это ли не надежда на светлое будущее под защитой Большого Брата? Две дивы с украинской стороны против одной с донбасской как разтроившийся «Брат» с безапелляционным «вся сила в правде». Но у Алексея Балабанова это был кич на гране издевательства (я в это верю), предупреждение тому, что фашизм у определённого типа людей может принимать самые благородные и патриотические формы.

А ведь идея изначально выигрышная. При хорошем сценарии эти же персонажи в тех же предложенных ситуациях могли стать обвинителями того маразма, что пятый год происходит вблизи нашей государственной границы. Только дать немного сомнения в правоте не только тех, но и этих. Но это уже будет личная авторская позиция, что чревато для дальнейшей успешной карьеры.

Хорошо, что создатели всё-таки не скатились к очередному целлулоидному «Крымскому мосту», за который, как говорят, стыдно самим крымчанам. Ещё им в плюс – капитан-десантник никак не ассоциируется с донбасскими полевыми командирами типа «Моторолы» и «Гиви»… это был бы полный кошмар. «Такого можно было полюбить»… известная фраза из известного сериала про советскую милицию. Это всё о нём, в некоторых эпизодах создавалось ощущение, что герой замутит сразу с двумя идеологическими противницами, обе были не против, и это хоть как-то разбавляло предсказуемость сюжета. Но так и не дошло до дела…

Только не думайте, что «Донбасс. Окраина» лихой военный боевик, войны в нём толком нет, жертвы минимальные, откуда взяться отвращению к происходящему – из разговоров прав – не прав? Уже поэтому параметру фильм Давлетьярова на статус «антивоенного» не тянет, а он бы хоть что-то оправдал.

Во всем сюжете есть один неожиданный поворот под финал, оставлю его интригой.

И концовка. Украинский солдат стоит с российским мальчиком, взявшись за руки, у обочины дороги. А на другой стороне мнутся захваченные в плен бойцы украинской армии, которых, конечно, скоро обменяют. Полное ощущение, что эти двое думают – остаться или перейти.

Наверное, случайно так получилось снять…

Леонид Черток 


ЧертоК взгляд

все итоги

За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Архивы

Декабрь 2019 (113)
Ноябрь 2019 (256)
Октябрь 2019 (292)
Сентябрь 2019 (269)
Август 2019 (241)
Июль 2019 (251)



Деньги


все материалы
«    Декабрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Литературная гостиная

все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Свидетельство СМИ: ИА ФС 77-27670 от 26.03.2007. Выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Учредитель: ООО "Руснорд". Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: rusnord@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20