
Тридцать лет назад привела тропа путешествий нашу малочисленную группу туристов-рыболовов на озеро Аштер. Находится оно в глухой тайге, на правом берегу Северной Двины, к востоку от деревни Челмохты.
Из осевшей от времени глубоко в землю избушке, стоявшей на берегу озера, вышел невысокий, бодрый старичок, с окладистой бородой и неожиданными зелёными глазами. Как выяснилось жил здесь он круглый год. Охотой, рыбалкой кормился, менял изредка в ближайшей деревне, находившейся в тридцати километрах, добычу на муку да соль. Заночевали мы у него.
Утром собрались рыбы половить в озере, а он и говорит: - Идите-ка вы по речке до Избного озера, там рыба лучше ловится. А здесь её не столь много, нам самим едва хватат.
 - Так вроде один живёшь? - удивились. 
 - Не один, с хозяином обретаюсь, - ответил. И добавил: - Идите, робяты, куда сказал, нечистое наше озерко-то.
 - А что означает его название? - спросил кто-то. 
 - А то и значит, что не чисто оно.
 - Черти водятся что ли? 
 - За чертями вам надобно на Чахкульское идти, здеся другие живут. 
  
    Вот и поговорили. Перечить немногословному дедушке не стали, спустили надувные лодки и отправились по медленной речке вверх.
 
    «Что такое Аштер?» Такую запись с жирным знаком вопроса обнаружил в своём старом дневнике. Пришло время ответить.
  
      Соседние озёра носят русские названия: Избное, Заизбное, Волочное, Смежное, Хмелёво, Чёрное, Долгое, Угловатое и т.д. Чуть подальше и начинают звучать иноязычные имена: Тюленьга, Шиленьга, Пукшеньга, Кынсвар и т.д.
 
      По мнению исследователей, на Русском Севере в названиях водных объектов могут присутствовать несколько пластов языков народов, населявших здешние земли в разные времена, в том числе: саамский, финно-угорские и русский. 
      Поэтому этимологизацию названия начал с саамского. Листал словари этого языка, имеющего несколько диалектов, топонимические издания северных регионов и время от времени поглядывал на топографическую карту.
 
     Очертания озера напоминают что-то знакомое.  Решил сделать перерыв, дров наколоть. Топор в руки взял, занёс над головой, да так и застыл. Осенило вдруг: озеро формой напоминает именно этот древнейший инструмент. Бросился к саамским словарям. Нашёл! Ахш  - «топор»,  террь   - «острый». Ахштеррь – «топор острый». 
 
     Но Ахштерьь - не Аштер. Кто придал названию современное название?
Может быть, представители финских племён, поселившиеся здесь в конце первого тысячелетия н.э. и оставившие память о себе в топонимах, слегка подкорректировали?  
     Увы, времени на отработку этой версии потратил много и без толку. Нет в финском, карельском и коми языках слова аштер. 
 
    Выручай наш могучий.
Выручил. В старославянском языке звучало это слово. И значение имело загадочное – «ящер». Почему так?
  
     Форма озера Аштер, несомненно, может вызвать ассоциации с топором. В то же время, очертания системы из трёх озёр (Аштер, Избное и Заизбное) могли напоминать нашим предкам вид диковинного ящера.
Или он водился в озере в те далёкие времена? 
 
    Академик Рыбаков Б.А. теме Ящера посвятил небольшое исследование: «Возможно, что под ‘зверем, живущим в реке’, подразумевалась огромная ящерица, водившаяся в Восточной Европе вплоть до XVI в., когда таких ящериц видел С. Герберштейн во время путешествия в Московию. Образ такой ящерицы был конкретизацией очень архаичных представлений о Ящере, хозяине подземно-подводного мира. По свидетельству Адама Олеария (сер. XVII в.), мы знаем, что в Новгороде в языческие времена существовало святилище какого-то водного божества, похожего на крокодила».
 
    Далее автор пишет о том, что культ владыки подводно-подземного мира в большей степени отвечал архаичным воззрениям лесных племен, у которых рыболовство и охота играли большую роль, в сравнении с земледельцами южных степей. «Зато на озерном севере образ ящера част и устойчив. В какой-то мере его долгое бытование здесь может быть связано с финно-угорской средой, сохранившей больше архаичных черт. Ящер как фундамент земного мира широко представлен на так называемых шаманских бляшках северо-восточного угла Европы». 
 
    А был ли ящер на самом деле? 
 
    Вот как на этот вопрос отвечает Б.А.Рыбаков: «Представляет интерес реальный прообраз священного ящера, подводного бога, которого новгородцы XVII в. называли ‘коркодилом’. Современная зоология плохо помогает нам в поиске прообраза ящера, но если мы обратимся к ‘Запискам о Московии’ С. Герберштейна, написанным в первой половине XVI в., то найдем там искомое в разделе о Литве: ‘Там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома, как бы пенатов, каких-то змей с четырьмя короткими лапами на подобие ящериц с черным и жирным телом, имеющих не более 3 пядей (60-75 см) в длину и называемых гивоитами. В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом, со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище. Несчастья приписывают тому, что божество-змея было плохо накормлено’.(Герберштейн Сигизмунд. Записки о Московитских делах. СПб., 1908, с. 178.)».
  
    И заканчивает тему Ящера Рыбаков Б.А. ссылкой на Псковский летописец: «В лета 7090 (1582) … Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».(Псковские летописи. М., 1955, т. II, с. 262). 
 
    Так может быть, жил Ящер когда-то в озере Аштер?
Или до сих пор обитает там Хозяин? Приглашаем желающих на встречу с ним.
Александр Чашев
Вы ищете нож для рыбалки или охоты? Самые лучшие ножи от мировых производителей в магазине бестблейд. Качество проверенное временем. Такой нож сможет выручить вас в любой сложной жизненной ситуацией.
            
            все материалы