Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Катастрофа мозга. Рецензия на фильм «Экипаж» Николая Лебедева

У меня изначально большое предубеждение к ремейкам, ибо лучшее враг хорошего. Особенно в их российском варианте, повторы «Кавказской пленницы» или «Джентльменов удачи» по приговору суда смотреть не заставите. Современные версии «А зори здесь тихие» и «Двое в степи» тоже разочаровали. Хотя события той войны и нуждаются в новом прочтении для нового поколения, но пока не получается… советская киноклассика в руках невоевавших режиссёров превращается в визуальный ширпотреб.

Но тут лидер проката 2016 года, как пропустить?

Я помню, как ломились на первый «Экипаж». После месяца показа в «премьерных» кинотеатрах «Россия» и «Октябрь» табличка на окошке кассы «Все билеты проданы» висела, как приклеенная. Так ведь какой промоушн (извините за грубость) был проведён – «первый фильм-катастрофа в советском кинематографе!», билет на фильм Митты можно было махнуть на билет в Ленком или «Таганку».

Но разве народ ломился на комбинированные съёмки, занимавшие от силы минут двадцать всего экранного времени почти трёхчасовой картины? Хорошо помню гомерический мужской хохот в тёмном кинозале, когда герои ленты вылезали на крышу летящего авиалайнера и пытались что-то там чинить при помощи киянки и известной матери. Уже на выходе кто-то с пеной у рта пытался доказывать, что подобные прецеденты были в истории мировой авиации. Не знаю, не знаю… но через пару лет во время съёмок другой лётной картины действующие лётчики много чего высказали за дружеским столом в адрес Митты по поводу профанации их профессии.

Нет, в первом «Экипаже» цимес был в личных отношениях, даже не знаю, как такое выпустили на советский экран. Сами повспоминайте – в образцовой семье полностью положительного капитана воздушного судна дочка рожает хрен знает от кого, что совсем не соответствует моральному кодексу строителя коммунизма. У второго пилота жена оказывается редкой су…й, но наш самый справедливый суд присуждает именно ей общего ребёнка, что вызывает благородное возмущение всего зрительного зала. Ну, а стрелок-радист… или кем там работал герой Леонида Филатова… вообще аморальный тип, превративший выделенную ему государством квартиру в сексуальный вертеп. И трудовой коллектив берётся за него только тогда, когда этот Казанова переносит производственные отношения в свою койку. Даже для голливудского блокбастера и то много!

Конечно, Митта хитёр-бобёр. Так всё в финале повернул, что, выходя из кинозала, наш зритель твёрдо верил в то, что любой раздолбай, рождённый в СССР, в минуту опасности проявит чудеса героизма и самопожертвования. Иначе как мы войну выиграли, целину подняли, первыми в космос полетели? Думаю, что в тот год и конкурс в Институт гражданской авиации вырос, хотя до этого считался отстойником МАИ. Короче, госзаказ выполнен был практически на пять, плюс прибыль в прокате.

И вот продюсеры решили осовременить старую историю…

В роли раздолбая теперь Данила Козловский (куда от него деться?!). Впрочем, какой же он раздолбай? Вполне положительный себе юноша, сын крутого авиаконструктора, пошедший не в Оксфорд или «Pan American», а в родную армию служить. И вылетел он оттуда не за пьянство, не за охмурёж генеральской дочки, а за принципиальную позицию по использовании военной техники в корыстных целях. Таким сыном авиаконструктор гордиться должен… а не брюзжать. Тем более я сильно сомневаюсь, что в нашей сегодняшней системе ценностей отпрыска человека его ранга так просто выпрут откуда бы то ни было. То, что авиаконструктор с мировым именем живёт в роскошных апартаментах, но среди приёмника типа «Океан» и телевизора «Рубин», ходит за кефиром-хлебом с авоськой (чтобы все видели рацион пенсионера) и тд, отнесём за неуёмное рвение реквизитора по воссозданию атмосферы давно ушедшей эпохи.

Сразу предупреждаю, за прошедшие после премьеры первого «Экипажа» годы автор этой рецензии так и не стал лучше разбираться в авианюансах. Но даже он (то есть, я) понимает, что между военным и гражданским лётчиком лежит целая пропасть. И очень странно, что кому бы то ни было, пусть даже сыну известнейшего в этой отрасли человека, разрешают её перепрыгнуть после недолго испытания на симуляторе. При любой коррупции, при любом уровне блата… всё-такие речь идёт о сотнях человеческих жизней.

В новом «Экипаже» приоритеты создателей поменялись – они выбирают зрелищность, пренебрегая человеческими историями и личностными конфликтами примерно в той же пропорции, что и в фильме Митты. Жаль, при затянутой драматургии воздушных приключений мы так ничего и не узнаём о попавших в передрягу пассажирах, хотя многие роли исполняют актёры совсем не последнего эшелона (та же Алёна Бабенко). Но и с главными героями в этом смысле полная ж… .

Я так и не понял, зачем столько времени бегает по экрану сын командира корабля, взятый папой в воздух в воспитательных целях. По идее, он в сценарии замещают ту самую беременную-хрен-знает –от-кого дочку из первого «Экипажа». Если да, то придумано с особым цинизмом, ибо сопляк беззастенчиво пользуется женскими слабостями возрастных и замужних преподавательниц английского языка с работы своего папы. Зачем пацан вообще нужен был в воздухе, так и не совершив ничего героического, а только в качестве передаста ценных указаний из пилотской кабины в салон? Ради одной фразы – «ты реально крут, отец?». Слабовато для блокбастера.

О жене командира я вообще молчу… просто жалко Елену Яковлеву в роли мокрой курицы. Вспоминаю её прототип из первого фильма в исполнении Екатерины Васильевой. Тоже, вроде, ничего особенного, зато понятно, с каким удовольствием возвращается из каждого полёта к этой заботливой и мудрой женщине её муж-Жжёнов. В новом варианте, да ещё такой орёл, как муж-Машков… разве что из жалости и отсутствия времени искать что-то поинтересней.

Главная же линия, конечно, это наш летающий раздолбай, у которого «вместо рук – крылья». Очень странный характер, от рефлексирующего инфантильного юнца до «выйди, Саша, нам по-мужски поговорить надо». Ясно, что нас хотят заставить ему сочувствовать. Но тогда упростите задачу, любому ясно, что в ситуации в аэропорту во время государственного переворота прав командир, не желающий вмешиваться не в свои дела… иначе международный конфликт на самом высоком уровне. Что касается истории с оборзевшим пассажиром, то сам образ хама-инвестора, наверное, ещё и депутата, настолько схематичен, карикатурен и недостоверен, как будто переселён в новый «Экипаж» из трёх десятков современных лент. Вот сделали бы из него не Сечина, а, например, Хинштейна… всё интересней смотрелось.

А любовь? На рабочем месте случается (мне ли не знать). Никогда не сталкивался с женщинами-пилотами, допускаю, что это эротично. Только она старше его, реально старше. Не по возрасту, по мировосприятию. Значит, роман без будущего. А нас в конце убеждают, что у них всё будет хорошо. Не верю. Тогда зачем нужен такой финал… да и сам фильм?

Но знаете, в чём парадокс? Мне действительно было интересно смотреть весь этот набор нелепостей и нестыковок, я натурально переживал, переберётся ли Машков по тросу из одного самолёта в другой, прекрасно понимая, какую лапшу нам вешают (вы сами пробовали проехать стоя в открытой машине хотя бы при скорости 100 км/час?). Наверное, это и есть мастерство режиссёра.

Или я сам потихоньку превращаюсь в рядового зрителя?

Леонид Черток

 

 

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Апрель 2024 (243)
Март 2024 (330)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)







Деньги


все материалы
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20