Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Искусство жить в грехе. Рецензия на фильм «Орлеан» Андрея Прошкина

Когда-то нам, доперестроечным киношникам, до ужаса надоело снимать прилизанные фильмы на тему «как хорошо в стране советской жизнь». Про плавку чугуна, про битву за урожай, про новобрачных комсомольцах, ложащихся на брачное ложе в кальсонах и комбинации, про школьников, верх грехопадения которых заключается в игре на гитаре, преступниках, которые прямо с зоны бегут восстанавливаться в комсомоле… ну и так далее.

Зрителям такие герои, такие сюжеты тоже порядком надоели. Иначе, чем объяснить феноменальный кассовый успех «Интердевочки», «Маленькой Веры» и «Воров в законе»? Однако к середине 90-х все уже наелись трущобами, бандитами и проститутками. Все поголовно – и производители, и потребители. Впрочем, этот жанр удачно сохранил себя в телевизионно-сериальном формате, где до сих пор снимается тридцатый сезон каких-нибудь «Улиц побитых упырей».

Зато большой (киношный) формат стал подходить к теме с осторожностью… снимать очередных «Крыс в городе» давно считается моветоном. Если чернуха, то обязательно с маститым (модным) режиссёром и звездой европейского уровня, как в «Юрьевом дне». И чтобы секс с кровью ни в коем случае не перекрывали философское начало притчи. Кто знал в этом меру, так это безвременно ушедший Алексей Балабанов… земля ему пухом.

Кроме этого, в современной российской чернухе есть свои географические принципы – действие её редко происходит не то, что в Москве или Питере, но и в городах-миллионниках. Нужно что-то грязное, убогое, выхлопными газами смердящее, на голом матрасе трахающееся– пожалте в глухую российскую провинцию. А столица – она как интерьер под историю жизни и успеха рефлексирующего топ-менеджера, который вот-вот в «Молодую гвардию» вступит, никак не меньше.

Но и это ещё не всё. Снять просто гнойно-кровоточащее, пусть и эстетствующее, значит, прослыть в своём корпоративном кругу безнадёжно отставшим от жизни ретроградом. Есть в арсенале мирового кинематографа такие жанры, как фантасмагория, хоррор, чёрная комедия… а ещё лучше смешение этих стилей.

На последнем и остановился режиссёр «Орлеана» Андрей Прошкин. Сын того самого Прошкина («Михайло Ломоносов», «Холодное лето 53-го года», «Русский бунт»). Что дало повод в интернете для отчаянной свары – отдыхает талант на детях либо как? Надо сказать, что сам Андрей до этого успел заявить о себе, как режиссёр-реалист («Спартак и Калашников», «Миннесота», «Апельсиновый сок»), а последней «Ордой» так вообще о себе громко крикнул… на целого «Золотого орла».

Заявка на успех серьёзная – в сценаристах сам Юрий Арабов, в операторах Юра Райский (последний ученик великого Гоши Рерберга). С актёрами тоже не промахнулся. Помните, как в советские времена народ валом валил туда, где в титрах Миронов, Леонов или Крамаров, особенно не интересуясь ни режиссёром, ни сюжетом? Вот и в нашем случае – первыми в титрах стоят фамилии Сухорукова и Лядовой, причём последняя на постере изображена в таком виде, что сразу и не узнаешь… смело подставляй к фамилии букву «Б». Уточняю – это я пишу с восхищением от новой грани актёрского таланта Елены, уступающей в отечественном кинематографе, разве что, Исаковой и Раппопорт (и то дело вкуса), в комедийном жанре ещё её не видел.

Итак, перед нами жизнь в захолустном городке Орлеан, что ютится в бескрайней алтайской степи. Чёрт его знает, выдуманное это название или реальное… ведь есть под убого-промышленной Челябой претенциозная деревенька Париж (по телевизору как-то показывали). И начинается всё в голливудском духе – отвратный мент с перепаханной мотопилой рожей находит на свалке труп, точнее, его верхнюю половинку. Где-то я это уже видел… то ли у Гринуэя, то ли у Тарантино… или намёк на Аллена? Вот так почти два часа мучиться и буду.

Всё остальное под стать завязке. Вульгарная парикмахерша Лидка (Лядова), говорящая знакомым языком работниц российских сельпо. Хирург Рудик, старший в местном абортарии, тот ещё тип - бросив парализованного отца, он водит к себе на дом «пациенток» с мнимой мастопатией, пользуясь их безграничным доверием к людям в белых халатах. Следователь Неволин (актёр Хаев, известный как ведущий лотерейной шняги на телевидении, терпеть его не могу в любой ипостаси) – тот самый мент с перепаханной мордой, он же главный злодей и преступник взаконе. Три вида греха – почвенного, корпоративного и номенклатурного. И среди этого кровавого разврата, который усилиями режиссёра смотрится вполне обыденно и ежедневно, вдруг объявляется некто экзекутор (Виктор Сухоруков). «Менеджер среднего звена по делам моральным» - этакая лысая совесть воплоти - следует за героями по пятам, напоминая о совершённых грехах и практически доводя их до безумия.

Мораль в вертепе абсурда? Ну, а мы с вами в каком мире живём? Куда бы вы послали человека, лет пять назад объявившего, что русские с украинцами станут злейшими врагами… причём обоюдно и на низовом уровне? Или более глобально – когда в августе 91-го снимали с постамента Железного Феликса, кто-нибудь из толпы поведал о том, что уже через 9 лет страной будет управлять кадровый чекист. Прямая дорога в Кащенко такому чудику…

Рассказать сюжет даже приблизительно не представляется возможным. Всё предельно ярко, почти осязаемо, провокационно, причём самые острые сцены перемежаются с моральными установками. Неважно, откуда взятыми, что-то из Заветов, что-то из буддизма, а что-то даже из классиков марксизма.

При обилии сюжетных линий и характеров, жителей и гостей Орлеана объединяет одно - они не ищут сложных путей в жизни. Неугодного пациента доктор предпочитает припугнуть, полицейский начальник - избить, а маньяк-циркач и вовсе порубить на кусочки. Но и это ещё не всё. Есть в фильме и безуспешная попытка суицида, и детское насилие в семье, и драка, и не особенно толерантные слова в адрес национальных меньшинств. В общем, как в жизни. И страшно, и смешно. И, как в России, абсурдно. Но правдиво.

Короче, полное, отвязное ощущение свободы у его создателей. Что даже мне было смотреть тяжело, автору рецензии временами было откровенно скучно, периодически хотелось перемотать сцену, где с самого начала и так всё понятно. Перебор с кровью… которая у Тарантино не раздражает из-за приглушённого цветового решения («Убить Билла-1», резня в японском ресторане). Цитаты и имена сыплются на тебя как яйца в известной советской электронной игрушке, только успевай ловить (осмыслять и переваривать). О чувстве меры, вкусе как-то и говорить не хочется. Уж, кажется, много чего сам поснимал, а то, что не пришлось, у других посмотрел. Но даже меня передёрнуло от шевелящихся мешков «с фрагментами», вывозимыми из орлеанского абортария. Может, кому-то это и по приколу…

Зачем смотрел до конца? Попался на старую удочку советских интеллектуалов – «такое кино НУЖНО смотреть». Ещё вас предупредить о непростом выборе вечерок скоротать. И Лядова (Лена) хороша, это я вам гарантирую.

Знаете, какая фраза из фильма запомнилась? От мента-Хаева: «Стратегически мы в жопе». С этим не поспоришь… смотрите международные новости.

 

Леонид Черток

 


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Март 2024 (307)
Февраль 2024 (317)
Январь 2024 (319)
Декабрь 2023 (318)
Ноябрь 2023 (335)
Октябрь 2023 (324)







Деньги


все материалы
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20