Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

Противоречивый Маннергейм. Суета вокруг доски

В какое мутное время мы живем! Я, грешным делом, думал, что оно кончилось вместе с перестройкой и окончательным утверждением капитализма. Ещё в 90-х понятно, тогда общество металось в поисках новых приоритетов вместо свергнутых идолов. Не всегда радовали новые, например, неуловимых мстителей заменили пацаны из «Бригады», а бескомпромиссного Павку Корчагина такой же твердолобый «Брат». Время и цели разные, но суть та же…

И вот по России второго десятилетия XXI века катится волна поклонения Сталину, какой не помнила и Грузия после ХХ съезда. Нужно что-то в ответ – пожалуйста. В Санкт-Петербурге устанавливают мемориальную доску финскому маршалу Карлу Густаву Маннергейму. Делают это с помпой, чтобы не только город на Неве, переживший блокаду, к которой, пусть боком, но Финляндия тоже была причастна, но и вся страна. Тут же это место стало площадкой политических дискуссий. Заочных, но отнюдь не мирных – то красной краской обольют, то топором изрубят, то расстреляют из… чего-то – в начале октября полиция обнаружила на доске Маннергейму повреждения, похожие на следы от пуль.

После последнего инцидента никто задержан не был. Как в случае с облитым краской Сталиным в Сургуте, никто особо и не искал «мстителей». Хотя в нашем случае известно - в основном такие вылазки совершались огольцами из «Другой России». Лидер петербургского отделения незарегистрированной партии Андрей Дмитриев рассказал, что акции будут совершаться до тех пор, пока власти не демонтируют доску самостоятельно. По его мнению, мемориальная доска Маннергейму является «памятником сумасшествию властей России и Петербурга».

Кстати, "Другая Россия" - духовные и идеологические последователи одной из запрещённых в России партий. Те ещё...

Тем не менее, они выступили с почти цивилизованным заявлением: «Мы хотим напомнить, что Маннергейму - одному из организаторов блокады Ленинграда - не место на мемориальной доске в Петербурге. Наши активисты уже обращались в суд официальным способом. Однако суд не принял решения в нашу пользу. Мне кажется, что город отторгает Маннергейма, и мы надеемся, что все-таки будет принято разумное решение о демонтаже».

И знаете, эта шпана таки добилась своего! В органах власти Петербурга заявил, что в ближайшее время доска будет демонтирована, причём сделано это будет до конца 2016-го. Снимут ее те же люди, кто и устанавливал… а то уж больно непрезентабельно выглядит. Вот с этим не поспоришь…

Спорить можно насчёт роли Маннергейма в истории. Мы его со школы знаем по «линии Маннергейма», о которую споткнулись наши красноармейцы во время позорной финской кампании. Эта страна с самого начала находилась в составе гитлеровской коалиции (не путать с антигитлеровской). Однако бои на Карельском фронте считаются историками самыми «щадящими» на северо-западном участке СССР. Так, постреливали «кукушки», как и было показано в одноимённом фильме Александра Рогожкина. И евреев в Финляндии не то, что уничтожали, они служили в армии на общих основаниях. То есть, никакого расового геноцида, наверное, самой позорной страницы в истории той Германии.

А ещё экскурсоводы по Питеру любят обращать внимание гостей города на то, что, несмотря на замкнутое кольцо вокруг Ленинграда, опасной при артобстреле была только одна сторона улиц. Потому что другую должны были бомбить как раз финские войска, чего они почти не делали.

Но продовольствие в город то же не пропускали. То есть, и на их совести тысячи жизней погибших от голода ленинградцев. Вот и попробуй, оправдай этого маршала…

Мемориальная доска раздора была установлена 16 июня этого года на месте бывших казарм Кавалергардского Её Императорского Величества Марии Федоровны полка, где Маннергейм служил с 1891 по 1897 год после окончания Николаевского военного училища. По телевизору рассказывали, что хорошо служил, чуть ли не патриот России, только большевиков люто ненавидел (тут я его как раз понимаю). В церемонии открытия принимали участие занимавший тогда пост главы администрации Кремля Сергей Иванов и министр культуры РФ Владимир Мединский. Последний заслужил славу «стирателя тёмных пятен истории Государства Российского», конъюнктурщик ещё тот. Делаем вывод – чистое имя Маннергейма кому-то нужно с дальним прицелом.

 С доской началась борьба сразу, и не только по вандальным технологиям. Же в июле этого года Совет по мемориальным доскам при правительстве Санкт-Петербурга признал установку памятной доски финскому маршалу незаконной. Эксперты объяснили, что установка памятных мемориалов должна быть согласована с советом города или губернатором Петербурга, чего сделано не было. 27 сентября Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отклонил иск жителя Петербурга Павла Кузнецова к правительству города о признании незаконной установку мемориальной доски Маннергейму и её демонтаже. Однако последовавшая за этим волна хулиганских выходок навела на мысль, что лучше убрать раздражитель… обезбашенные нацболы просто так не отвяжутся.

Рискну предположить, что Смольнинский суд просто не рискнул вынести вердикт о демонтаже, имея в виду, какие люди её устанавливали. Любому здравомыслящему человек ясно – повесить памятную доску Карлу Маннергейму на ленинградский дом равносильно русской поговорке про «дразнить гусей». Каким бы способным географом он не был на службе у российского императора (тоже по телевизору рассказывали). Да, есть у нас географические объекты имени Врангеля и Колчака, к военным подвигам которых также масса вопросов – для одних герои, для других ироды-душегубы. Но даны они островам, где человек появляется гораздо реже белых медведей, а, значит, стычки за «историческую правду» практически исключены.

Стоит ли объяснять, что бывший Ленинград – город особый. Во-первых, он не такой «приезжий» как почти резиновая Москва, у огромного числа его жителей родные прошли через ужасы блокады, у каждого свой счёт к окружавшим. Во-вторых, воспоминания об этой блокаде – самое жуткое, что мы слышали в детстве о войне. «Ссохшийся Ленинград корочки хлебной ждёт…», от этих слов Розенбаума у меня до сих пор комок в горле встаёт. Кто-то считал готовых простить бывшему генерал-лейтенанту российской армии его, пусть и опосредованное, участие в гибели своих родственников? Мучительной гибели, я подчёркиваю. В принципе, это почти тоже самое, что поставить памятный знак генералу Власову, героически сражавшемуся с большевизмом… я эту идею в своё время не принял у Солженицына. Согласен, один генерал предатель, а другой выполнял воинский долг перед своим государством. Но многим ли ленинградцам хватит толерантности и великодушия принять эти слова за непреложную истину?

А вот, кстати, эпизод из Гражданской войны в Финляндии, менее кровавой, чем случилась у нас в России, и всё-таки. 29 апреля 1918 года Маннергейм захватывает Выборг, на тот момент финский город со смешенным населением. Начинается настоящая резня под лозунгом «Стреляй русских». Таким образом искали «шпионов», сочувствующих финской Красной гвардии. Логика железобетонная, как обычно и бывает на войне – если красная зараза пошла от русских, значит, каждый из них потенциальный враг. Реальная принадлежность к подполью не так уж и важна. В основном убивал русских, обычных гражданских людей, не имеющих никакого отношения к красному движению. Этот факт признают даже современные финские издания. Жертвами «Выборгской резни» стало около 1000 русских, среди них были дети 9 – 12 лет.

Почему бы не поставить бюстик Маннергейму в теперь российском городе Выборге и не посмотреть, что с ним станет в ближайшую ночь?

Я пытаюсь понять, кому этот эксперимент с народным терпением был нужен и не нахожу ответа. Как и на идею назвать мост именем Рамзана Кадырова… кто знает, сколько питерских призывников хотя бы гипотетически могло погибнуть от его рук в Первую чеченскую?

И закрадывается в мою голову мысль – на одном из уровней властной вертикали нами руководят идиоты… ибо у провокаторов должна быть хоть какая внятная цель.

Но я эту мысль гоню… честное слово.

P.S. Пока писал, доску раздора по-тихому убрали. Доску в честь финского главнокомандующего демонтировали поздно вечером в четверг. Ее погрузили на грузовик, который покинул Захарьевскую улицу в сопровождении машины ДПС. После этого место, где висела доска, обнесли лесами, и участок начали закрашивать рабочие. Теперь она будет храниться в качестве экспоната в музее Первой мировой войны "Ратная палата", что в Царском селе.

По-моему, ей там самое место.
Леонид Черток


За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (287)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20