Это лето выдалось, мягко говоря, непростым для детского отдыха. Началось всё с трагедии на карельском Сямозере, где в шторм погибли дети из оздоровительного лагеря. А в июле дошло и до нашего региона – в реке утонули дети из Красноборского детдома. Что началось потом стало похоже на компанейщину - тотальные проверки, наказать виновных как можно строже и тд. Впрочем, детские жизни вещь святая, в их охране лишним ничего не бывает.
Ещё были не такие громкие, но обидные ЧП, испортившие и без того короткое северное лето. Массовое отравление в Онежском оздоровительном лагере, дети, возвращающиеся с инфекционными заболеваниями с Черноморских курортов… всё нас подводит к банальному, но своевременному вопросу – где отдыхать летом?
А ещё в этом году не открылся впервые за двадцать лет лагерь «Кучкас», что в Пинежском районе. Ну, это отдельная история…
Вспомните (кто может в силу возраста) 96-й год. Недавно появившийся российский бизнес только-только встал на ноги, зато окончательно рухнула советская социалка, обеспечивавшая всех детей, пусть бюджетным, но хоть каким-то летним отдыхом, предприятия, имевшие в своём непрофильном хозяйстве детские, тогда пионерские, лагеря, или закрылись, или с трудом выживали.
Встала на ноги и предпринимательница из Пинеги Татьяна Седунова, успешно развивавшая торговый бизнес. Кто-то покупал джипы, больше похожие на бронетранспортёры, кто-то строил себе коттеджи «повышенной этажности», кто-то отдыхал на известных иностранных курортах так, что об этом потом писала вся мировая прессы… со смесью зависти и ужаса. Но в основе этих выкрутасов и эскапад лежало одно и тоже – желание самоутвердиться.
Татьяна Николаевна решила самоутверждаться по-другому. Предчувствуя, что станет многодетной бабушкой (на сегодняшней день у неё восемь внуков… это в 53 года), она открывает летний оздоровительный лагерь, который становится любимым местом отдыха уже у второго поколения «пионеров Седуновой».
В одной прочитанной мною статье Татьяну Седунову называют «успешной предпринимательницей в области турбизнеса». Красиво… но очень далеко от истины. Начнём с того, что это вообще не та отрасль, где делаются миллионы. Слишком много рисков, политических и прочих влияний. Пишу это со всей ответственностью, ибо потрогал своими руками – три года делал программу «Туристский журнал» на одном из центральных телеканалов, с ней в первый раз и попал в Архангельск.
Не жируют даже туроператоры, которые фактически выступают в роли посредников. Что тогда говорить о тех, кто держит собственные базы отдыха, требующие постоянных капиталовложений. Тем более том, где отдыхают дети – не самые аккуратные из возможных клиентов.
Но и ремонт, покупка новой мебели - не самая большая статья расходов у хозяйки «Кучкаса». Её идея, её цель, чтобы дети из проблемных, малообеспеченных семей отдыхали наравне с благополучными, которым родители в состоянии оплатить полную стоимость путёвки. А как вы себе представляете – для одних столов на ужин мясо-фрукты, а за другими и овсянкой обойдутся? Это же школьники… тут и до социальных конфликтов, «раскулачивания», рукой подать.
Передо мной лежит калькуляция НОУ «Оздоровительный лагерь «Кучкас» за 2014 год. Выручка – 3 325 000 рублей, расходы – 3 745 000 руб. А вообще чистый убыток от деятельности оздоровительного учреждения составил 449 000. Как вы думаете, много охотников найдётся на рейдерский захват такого «суперуспешного» предприятия?
Наверное, читатель догадывается, что магазины Седуновой в Пинежском районе – это не «Седьмой континент» в Москве, и даже не «Петровский» в Архангельске. Соответственно, и доходы. Чтобы как-то выживать её любимому «Кучкасу», Татьяне Николаевне приходилось делить расходы на содержание «социальной категории отдыхающих» с социальными службами района и области, вот такое частно-государственное партнёрство. Что и позволяло принимать четыре раза за лето по 130 детей в смену. Причём за 20 лет существования лагеря в нём отдыхали дети из 13 стран: Германии, Норвегии…. даже Бразилии. И никаких конфликтов, в том числе, национальных, при всей кажущейся «трудности» социальных групп, ведь в лагере отдыхали и детдомовцы.
О чём это говорит? Об особой атмосфере, созданной хозяйкой и обслуживающим персоналом. Лагерь стоит в живописном месте на горе, он даже не обнесён забором. Зачем нужен забор, ведь из хорошей семьи не бегут, а там была именно такая атмосфера. То, с какой теплотой родители постоянно отдыхавших там детей (многие сами побывали в роли клиентов, те, кому сейчас около 30-ти или чуть больше) вспоминают эту свою «летнюю дачу», видно из писем в защиту руководства лагеря.
А защищать пришлось вот от чего…
Седунова денег на «Кучкасе» не заработала. Зато заработала авторитет у простых людей (они же избиратели). В 2013-м году она избирается в Архангельское областное собрание депутатов от Лешуконского района, где её соперниками были Станислав Вторый и Сергей Эммануилов. Я хорошо помню эту маленькую политическую сенсацию, брутальных единоросов больно щёлкнула по носу женщина из другой партии, они рвали и метали (фигурально, в кулуарах).
Татьяна Николаевна признаётся, что уже тогда почувствовала - ей за это ещё прилетит. Просто не ожидала, откуда…
Как вы помните, областные выборы 2013 года проходили осенью, когда «пионерское лето» уже закончилось. Наступил 2014 год. В самом конце четвёртой смены, буквально в ночь на 29 августа, когда часть детей из отдалённых районов области уже разъехалась по домам, в «Кучкас» нагрянула «комплексная проверка» (лично я сомневаюсь, можно ли проводить какие-либо действия в столь поздний час без согласия хозяев… обыски точно нет). Детский лагерь посетили представители Роспотребнадзора, прокуратуры, участковые… ну и медики. Было очень похоже на команду найти хоть что-нибудь. Уже потом один из следователей неосторожно обмолвился – «нужно наказать Седунову». Это к вопросу о беспристрастности…
В итоге нашли… три случая чесотки, у двух детей и одной медсестры. Причём следствием якобы установлено – болезнь в лагерь завезли двое братьев из не очень благополучной семьи ещё из дома. То есть, в начале августа… а проверка прошла в самом конце месяца, по идее дети должны были расчесать себя до кости.
Я читал в прошлых публикациях, посвященных этому инциденту, что дети заражались «из-за тесного контакта друг с другом». Признаюсь, сам в далёкой юности подхватывал эту неприятную болезнь, и хорошо помню объяснения дерматолога – чесотка в основном передаётся через трение тело о тело, реже, через общее постельное бельё. Никогда не поверю, что в лагерь, где один корпус меняется бельём с другим корпусом (как в старом несмешном анекдоте про концлагерь), родители кого-то отпустили во второй раз.
Там вообще с точки зрения санэпидема довольно странная история, много нарушений и не со стороны руководства лагеря. Начиная с несвоевременного заполнения медицинских карточек на отдыхающих детей Карпогорской ЦРБ, с которой у «Кучкаса» был договор об обслуживании, до несвоевременного оповещения тех, кто уже уехал из лагеря, о потенциальной опасности. Но не буду грузить читателя в этот раз. Мы же говорим об отдыхе, которого теперь нет.
Татьяну Седунову и директора лагеря Лидию Третьякову теперь обвиняют в «сговоре и сокрытии факта заражения». Что в отношении Татьяны Николаевны вообще неправомочно, так как она не являлась руководителем лагеря и не занималась исполнительскими функциями. Да и посещала «Кучкас» в виду своей занятости, в том числе, законодательной, от случая к случаю.
Зато нанесён удар по её имиджу, как депутата. «Возбуждено уголовное дело»… для многих избирателей будет вполне достаточно.
Однако саму Седунову больше волнует судьба «Кучкаса». Этой весной Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области как будто с издёвкой (моя авторская оценка) спросило Татьяну Николаевну в официальном письме – а почему лагерь то свой не открываете?
И ей пришлось объяснять, что после вышеописанных событий лагерю понадобился специально оборудованный медицинский кабинет, организация которого обойдётся минимум в 480 000 рублей. Но в связи со скандальной обстановкой вокруг лагеря, а также позицией, занятой Пинежской районной администрацией, привлечь инвестиции весьма и весьма проблематично, потому что нет гарантий своевременного возврата.
В министерстве на это повздыхали, повздыхали… и промолчали.
Ну и бросила бы всё, распродала имущество, что, больше всех надо?! Татьяна Николаевна тоже вздыхает – надо. Один из восьми внуков недавно ей сказал – «я хочу всегда отдыхать в нашем лагере… мой папка отдыхал, и я хочу!».
Вот так… кому-то яхты за 100 миллионов $, а кому-то «Кучкас».
Леонид Черток