Сегодня я был в суде. Не скрою, это внесло некоторое разнообразие в мою затворническую (по известным причинам) жизнь. Хоть с людьми пообщался… правда, не с самыми лучшими.
Дело (гражданское), по которому состоялось разбирательство, изначально странное. Даже с элементами мистики. 16 марта с.г. года на электронный адрес агентства пришёл пресс-релиз от областной прокуратуры. Событие рядовое, такие приходят по 20-30 на день от различных организаций и ведомств. И мы далеко не все из них ставим в ленту новостей, а только резонансные. Как раз этот был таким – высокопоставленный чиновник «МРСК Северо-Запад «Архэнерго» получил взятку от представителя «СМП «Пожаравтоматика».
Что здесь такого резонансного, спрашиваете? Вы что, давно не заглядывали в счета за электроэнергию, особенно в зимний период? Все эти ТГК-2, «Архэнерго», «Архэнергосбыты» и пр. только и делают, что собачатся между собой, устраивают информационные войны… и всё за наш с вами счёт. Поэтому во мне взыграло банальное обывательское злорадство – а сами-то, сами-то хороши… пусть все знают!
Повесил на сайт новость и забыл, энергетика не является профилем ИА RUSNORD. Но уже через пару дней приходит ещё один пресс-релиз, где опять фигурирует заместитель директора филиала «Архэнерго» под уже знакомой мне фамилией Парыгин. Только теперь Сергей, а в первый раз был Михаил, это я хорошо запомнил. Отлистал ленту новостей на два дня назад, проверил – точно.
Тут позволю себе сделать профессиональное пояснение. Как правило, содержательную часть подобных релизов (кто, кому, за что и сколько) мы копируем. А уже пояснение можем переписать доступным для себя языком, понятном неискушённому читателю. В сообщении от 16 марта у меня стоял Парыгин Михаил, в сообщении от 18 марта Парыгин Сергей, что и послужило поводом назвать второй материал «Криминальная фамилия. Парыгины не слезают со скамьи подсудимых». Жёстко… но и коррупция достала, не так ли?
Примерно через месяц я узнаю, что на наше издание подали в суд как раз из-за этого материала. Оказывается, в «Архэнерго» действительно работали два Парыгина, отец и сын, вот только оба материала относились к одному из них, старшему, по имени Сергей, а младший, Михаил, совсем не при делах. Тогда откуда взялось его имя в первом пресс-релизе?! Я кинулся проверять… и обнаруживаю тот самый пресс-релиз, где имя Парыгина вовсе не указано: Прокуратура г. Архангельска в ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установила, что в ноябре 2011 г. директор ООО «СМП «Пожаравтоматика» Михаил Комаров передал заместителю директора Архангельского филиала ОАО «МРСК Северо-Запада «Архэнерго» Парыгину взятку в сумме свыше 448 тыс. рублей. (http://www.arhoblprok.ru/ru/news/?gid=jmqxavhcuyxhiuh&page=5&tag=13&special=1&font_size=1). Возможно, небрежность исполнителей, но мне-то с чего пришло в голову вставить вместо пропущенного имени фигуранта именно Михаила, которого я знать не знаю? Обратился к более искушённым коллегам, они предположили (только предположили!), что в изначальной версии пресс-релиза была описка (два имени Михаил рядом), потом быстро исправили, возможно, даже прислали исправленный вариант, а я в дневной редакторской запарке не обратил внимания.
Пришлось связаться с пресс-службой областной прокуратуры. Мне ответили, что имелся в виду именно Сергей, по которому приговор уже вынесен… но вопрос, почему в релизе отсутствует имя перед фамилией Парыгин, так и остался без внятного ответа.
Потом я позвонил пресс-секретарю «Архэнерго» Михаилу Шабанову. Он с трудом вспомнил эту публикацию ИА RUSNORD, слишком много критических материалов в СМИ было последнее время связано с фамилией Парыгин. Выяснилось, что Парыгин Михаил уже подал заявление об уходе. Я искренне посочувствовал и попросил передать ему номер моего телефона. Хотел предложить внесудебное примирение – написать опровержение в части криминальной фамилии, обелить имя Михаила и принести ему искренние извинения от лица всей редакции (иногда беру на себя такую наглость). Увы, через несколько дней Михаил (Шабанов, не запутайтесь) перезвонил и сообщил, что его тёзка уже сдал корпоративный номер, и найти его не представляется возможным. Проконсультировался с юристами. Те объяснили, что удалять материалы или писать опровержение без договорённостей (хотя бы джентльменских) с истцом не имеет смысла, это может не решить проблему. Оставалось ждать дня суда, как возможность встретиться лично и пообщаться.
И вот… Сегодня я узнал, что не только стал причиной увольнения Парыгина-младшего из «Архэнерго», но и разрушил его семейную жизнь (жена ушла). По первому пункту я проконсультировался с Михаилом Шабановым… он только хмыкнул в трубку. Честно говоря, я сам не очень понимаю, как можно спокойно работать в организации, где с твоим отцом произошёл такой… казус. Но даже если это так, то не очень понятно, почему информационное-аналитическое агентство, пусть и такое влиятельное, как наше (простите за нескромность, это нервное), должно отвечать за нравы, царящие в корпоративном кругу архангельских энергетиков. Тем более что сам Михаил Сергеевич во время судебного заседания упомянул «37-й год», а я, как известно, ярый противник реабилитации сталинских преступлений.
(К сведению истца: во времена Большого террора в основном «гребли» семьи осужденных по политическим статьям, к жуликам, или по-современному – коррупционерам, большевистская власть была куда более лояльной).
Касаемо второго пункта… мне ещё предстоит серьёзная разборка с собственной супругой. Пока не придумал, как буду оправдываться.
Судья сразу же предложила заключить мировое соглашение. И я, грешным делом, думал, что им и закончится. Но Михаилу Сергеевичу простых извинений оказалось мало. Он денег хотел. Много. Потом, в частной беседе, стал скромнее в своих желаниях, но и тогда сумма оставалась солидной. Но я искренне не понимаю, за что должен платить, судьёй было отказано в приглашении соответчиком представителя пресс-службы областной прокуратуры, чтобы раскрыть тайну странного пресс-релиза. Зато вот аппетиты Парыгина-младшего объяснил один из свидетелей с его стороны (да-да, всё было по-взрослому, даже с адвокатом) – «я посоветовал Мише съездить куда-нибудь отдохнуть». О, мы в курсе, сколько это сегодня стоит!
В итоге размер компенсации в пользу Парыгина-младшего оказался в пятьдесят раз меньше первоначально заявленного. Возможно, я ещё и апелляцию подавать буду, уж очень хочется узнать, что случилось в пресс-службе областной прокуратуры 16 марта 2016 года.
Реальные же потери Михаила Сергеевича за сегодняшний день чисто репутационные. Те два материалы с упоминанием его имени провисят на сайте http://rusnord.ru/ минимум месяц… до вступления решения суда в законную силу. И искренние извинения в его адрес могли появится уже сегодня, а так получит сухое «информация не соответствует действительности».
Обратите внимание, я специально не даю гиперссылок на статьи по коррупции в «Архэнерго». Просто жалею сыновьи чувства. Всё-таки наше поколение гораздо милосердней (и самоироничней) грядущего.
Леонид Черток, член Ассоциации независимых СМИ «Вольное дело»