Для определения лучших из лучших созданы определенные методологии. Большинство из них принимает за основу пять основных индикаторов: качество научных исследований, проводимых вузом, оценку его работы нанимателями, численность иностранных преподавателей и студентов, а также соотношение учащихся и педагогов.
Как выбрать и поступить в зарубежный вуз? В прошлом году исследовательское агентство QS обратилась к 3703 преподавателям, активно занимающимся научной деятельностью, с просьбой назвать 30 образовательных учреждений, в которых исследования проводят на самом современном уровне. Следующими баллы университетам выставили 736 крупнейших рекрутинговых компаний, оценив степень подготовленности их выпускников к профессиональной деятельности.
Также Times и QS дополнительно принимали во внимание три параметра: соотношение числа приглашенных международных преподавателей и общей численности штата педагогов, соотношение числа иностранных студентов и общего числа учащихся вуза, а также число студентов, приходящихся на одного преподавателя.
Критерии рейтинга Шанхайского университета частично совпадают с QS-THES-200: он тоже учитывает такие факторы, как качество преподавания, уровень проведения научных исследований, однако помимо индекса цитирования педагогов учреждения он принимает во внимание то, сколько среди них лауреатов Нобелевской и других научных премий.
Таким образом, исследование Times и QS основано на «живом» мнении участников образовательного процесса, а рейтинг Шанхайского университета более академичен — базируется на определенных печатных источниках и не принимает во внимание итоги опросов преподавателей и студентов.
Если сравнить позиции учебных заведений в обоих рейтингах 2024 и 2025 годов, то можно обнаружить, что в первой десятке встречаются одни и те же названия: Гарвард, Кембридж, Оксфорд, Массачусетский технологический, Стэнфорд, Калифорнийский университет в Беркли, Йель, Принстон, Чикаго, Калифорнийский институт технологий. В списке Times — QS также значится лондонский Империал-колледж.
До сих пор у нас любят твердить о том, что российское высшее образование — лучшее в мире. Однако приведенные данные расходятся с общепринятым мнением. Давайте попробуем разобраться, почему всего два наших учебных заведения вошло в когорту лучших университетов планеты.
Во-первых, в положении вуза на мировом рынке образовательных услуг основную роль играет его бюджет. Так, бюджет Гарвардского университета приближается к 2 млрд $, вследствие чего он может себе позволить роскошь приглашать светила мировой науки, а также иметь самую совершенную материально-техническую базу.
Во-вторых, хотим мы того или нет, Россия является отнюдь не лидером по студенческой мобильности. Чтобы обеспечить молодежи свободу перемещения, а также заманить в свои образовательные учреждения учащихся из-за рубежа, государства не придумали ничего лучше внедрения программ подготовки на английском языке как самом распространенном. Они получили название «Дипломные программы, преподаваемые на английском языке в неанглоговорящих странах» (English-Language-Taught Degree Programmes — ELTDP). Теперь и в Германии, и во Франции, и в Скандинавии, и в Корее, и в Сингапуре активно вводят такие курсы. Они преследуют две цели: привлечь иностранцев и не допустить оттока своих студентов, желающих проходить подготовку на языке Шекспира. Разумеется, прежде всего ELTDP затронули сектор бизнес-образования, куда стремятся поступить самые предприимчивые молодые люди.
все материалы