Совсем недавно мы говорили о возвращении в школы трудовых семестров. Не надо путать с уроками труда - это святое (хотя я так и не сколотил своего табурета, мы почему-то всё больше лобзиком выпиливали). Впрочем, с важным уточнением – когда мальчики обучаются именно мужскому делу, а не плетут фенечки из бисера (моему старшему досталось).
Речь идёт о трудовых упражнениях, вынесенных за рамки учебного процесса. Уборка класса – бог с ним, хотя в условиях аутсорсинга это лишние низкоквалифицированные рабочие места, что важно для определённого слоя населения. Но трудовые четверти… Что дал мне месяц работы на укладке мармелада (московская фабрика «Ударница»), кроме кариеса? А месяц в колхозе, кроме знакомства с дешёвыми сортами бормотухи (других в местном сельпо не было)?
Говорят, будут вводить, сейчас в моде тренд – возвращать старое. Ну и ладно, что-то мне подсказывает – всё это будет по желанию как самих учеников, так и их родителей. Время такое… многие стали свободными внутри и сами распоряжаются собственной жизнью. Ещё собираются вернуть обязательную астрономию. Мало интересовался этой наукой, но кого-то тянет в планетарий… пусть будет.
Но новым ретро-реформаторам этого мало. Появилась идея вернуть школьные политинформации.
Помните такие (я своих ровесников спрашиваю)? Какой-нибудь очкастый пятиклассник с умным видом зачитывал передовицу «Правды». Ладно бы о международной ситуации (там хоть имена прикольные звучали), а если попадались материалы очередного съезда КПСС?
Вообще в то время промывание мозгов начиналось с второй страницы букваря. «Наши первые слова – Ленин, Родина, Москва». А не папа-мама-бабушка, как должно быть у любого нормального семилетки. Смог, малыш, сам прочитать? Это ещё цветочки… дальше пойдут тезисы (разные).
И вот эту пакость хотят вернуть… уже возвращается. Информационные пятиминутки, о введении которых в школах Краснодарского края с возмущением сообщали родители, будут посвящены патриотическим темам, а также событиям, происходящим в России и в мире. Информация о пятиминутках опубликована на сайте администрации Темрюкского района Краснодарского края.
Рекомендации таковы. Промывание мозгов в течение пяти минут на первом уроке. В 1-5 классах эти пятиминутки будут готовить учителя, в 6-8 - школьники совместно с учителями, в старших классах их будут вести сами школьники. Пока непонятно, это будет просто тупая информация о текущих событиях в стране и мире, или предполагается обсуждение с элементами аналитики.
Как раз последнее самое опасное. Класса с шестого я начал страдать от внутренней раздвоенности. Обладая врождённой способностью анализировать увиденное и услышанное самому и не поддаваться агитации, как раз к этому возрасту пришёл к выводу – поругаемый в газетах, кино и по телевидению огромный западный мир живёт гораздо лучше и правильнее нашего закрытого советского мирка. И стал вступать в полемику с учителями, что кончилось вызовом в школу родителей, которые доходчиво объяснили мне необходимость хотя бы среднего образования в условиях развитого социализма.
Вы не подумайте, что в моём доме было антисоветское гнездо. При моём появлении на кухне прекращались горячие дискуссии на политические темы, доставалась гитара и пелись песни… которые порой были ценнее урока истории или литературы. То есть, жили как любая творческая интеллигенция того периода (за исключением семьи Михалковых). В затхлой действительности, но с внутренней свободой. Без экстрима.
Однако я помню ощущение счастья, когда в седьмом классе высказал маме своё политическое кредо и видение социалистической действительности – мы оказались единомышленниками. И уже при мне никто не замолкал, я стал полноценным членом своего сообщества (ибо общество было известно какое). И вот я сижу на политинформации, и душа клокочет от негодования, а облегчиться (высказаться) не могу, так как слово дал. Теперь скажите, зачем моим сыновьям такие же муки? Вся идеология только в домашних спорах, чтобы я и только я отвечал за мировоззрение своих детей. Собственно, с этого и начинался когда-то наш путь в демократию.
Стоп, скажете вы. При сегодняшнем плюрализме мнений всё будет зависеть от мировоззрения конкретного учителя (что тоже не есть хорошо, если педагог-либерал будет вещать ученику из коммунистической семьи). На то уже есть конкретные примеры – учеников одной из туапсинских школ обязали смотреть по воскресеньям Первый канал и в понедельник рассказывать об эфире в классе. Вы в курсе, что по этому каналу показывают? Явно имелись в виду не «Что, где, когда?» или программа «Смак». Мало того, какой-то придурошный депутат из Ленобласти обратился к министру образования РФ Ольге Васильевой, которую и так обвиняют в ретроградстве, с инициативой ввести в школах отдельную ставку педагога по политическому воспитанию. Это в то время, когда даже в армии политруков отменили, заменив на полковых священников. Хотя тоже… ну, вы понимаете.
Мои опасения связаны не с политикой «Единой России» в частности, а с общей установкой. Потому что убеждён – школа должна только учить, а воспитывать - только семья. Если семья маргинальная, не справляется, инициируйте лишение родительских прав, но не навязывайте ничего тем, кто в состоянии сам с этой проблемой справится. За годы жизни я не раз наблюдал у педагогов перекос в сознании – в определённый момент они начинают воспринимать самих себя истиной в последней инстанции, теряют остатки самоиронии, тогда как наш домашний процесс воспитания на ней основан. Плюс учитель – профессия зависимая (от кого, нетрудно догадаться). В итоге класс превращается в не место для дискуссий, что известный доктор из «Единой России» прописал. А на выходе дети перестанут учителю верить, что плохо. Или родителям, что кратно хуже. Хотя бы по вопросу Крыма или Сирии.
Собственно, небольшая тайна, откуда растут эти инициативы. Из страха перед молодёжным протестом, который бывает не только пьяным и бессмысленным, но и продуманным и конструктивным. Проигрываете, господа, вот и жим-жим.
Леонид Черток