Вверх
Информационно-аналитический портал
Работаем с 2003 года.

В стране ПАЗиков. «Жить» Василия Сигарева.

Прочитал в интернете, что автор ошеломляющего «Волчка»  (http://rusnord.ru/2010/1/29602), после просмотра которого меня в которой раз стали тревожить мысли об эмиграции («мы-то ладно, а вот сына спасать надо»), задумывал снять философско-эпическое кино про конец света. Но сценарий не складывался. И тут у самого мастера произошла личная трагедия (в конце фильма коротко написано «Коле...»). Из этого появилась почти бытовая история с метафизической подоплёкой.

Вернее, истории три.

В первой, мать, из разряда простых русских женщин, потеряв на вахте мужа (чёткая примета времени - большинство мужиков из глухой провинции способны прокормить свои семьи подёнщиной на стороне), от тоски и безнадёги допивается до такого состояния, что ей кажется - дочек голодом уморила. Ан нет, девочек успела забрать социальная служба. Мать берёт себя в руки, завязывает с алкоголем, приводит дом в порядок. Тётя-полицейский в зимней шапке, какую носил мой участковый терапевт в начале 80-х, пока её не выгнали за незаконную выдачу больничных листов, даёт добро на возвращение сестёр-близняшек в семью. (К слову, про тётю эту впору отдельное кино снимать, а потом тыкать им в нос руководству МВД - не тех поувольняли). Девочки до мамы так и не доехали (на пазике), разбились в автокатастрофе. Затемнение...

Во второй истории, новорусские провинциальные Ромео и Джульетта, живущие в хрущёвке, где дверь в санузел принципиально не закрывается, решают (зачем-то) обвенчаться. Она - носит обесцвеченные дредды и пирсинг на языке (очень помогает при минете, если верить «Криминальному чтиву» Тарантино). Он - ВИЧ-инфицированный. В общем и целом - семья приматов, с соответствующими повадками и лексиконом, возможно, выпускники коррекционной школы (в фильме об этом ни слова). После таинства бракосочетания в абсолютно пустой церкви, отмечают это событие в вагоне электрички. Где нововенчанного забивает ногами шайка маргиналов, спасти его по-звериному пытается лишь невеста с дреддами на голове. Он умирает на столе районной больницы, где врачи... в общем, ещё те врачи. Полиция снимает показания, всем своим видом давая понять, что это очередной «висяк». Затемнение...

В третьей, мальчик стоит у окна в ожидании папы, который катается по снегу под его окнами на велосипеде. Чем очень раздражает свою маму, которая никак не может кончить со своим сожителем. (Маленькая ремарка - некончившая занимается любовью в той же самой позе, что и «Маленькая Вера» в начале перестройки. Тот фильм Пичула называли чернухой... они фильмы Сигарева не видели...). По ночам мальчик будит дом криками: «Папа умер, папа умер!». Но папа приходит за ним в одних носках и, после крайне нелицеприятного разговора с бывшей супругой, уводит сына в неотапливаемый садовый домик. Затемнение...

Ну и что это, я вас спрашиваю? И сам же отвечаю - бытовуха, которой веришь. Мало ли подобных историй происходит за окнами провинциальных домов. В посёлках городского типа, где самое яркое пятно - витрина коммерческого ларька. Где люди настолько отупели от равнодушия, что не пошевелятся, когда в соседнем вагоне убивают человека...

Впрочем, стоп, в этой части не всё так однозначно. Обращаюсь к собственному жизненному опыту. Когда после первого инсульта я зиму проходил с палкой, меня пару раз натурально выдавливали из переполненных архангельских автобусов (пазиков), сопровождая - «раз инвалид - дома сиди или такси заказывай». При этом в Москве, жлобской Москве, всякий раз уступали место в метро, мне даже было неудобно. Но в следующую зиму в Пинеге (медвежий угол Архангельской области), когда носился по ней, чуть прихрамывая, с камерой на плече, каждый второй подходил и участливо спрашивал - что случилось, чем помочь? Россия - она разная. Сигарев показал свою, и я с ним спорить не буду.

Однако вернёмся к сюжету. После затемнений начинается сплошная метафизика. Мать, похоронившая дочек (поминки - отдельная песня: кусок пирога, кисель, котлетка и полный гранёный стакан водки перед каждым, ни один иностранец не поймёт, что люди отмечают, а наш - запросто), уверовала, что их закопали живыми. Откапывает, попутно проламывая голову лопатой пьяному могильщику, смотрит - и впрямь! Привозит на саночках в дом, который взрывает бытовым газом, защищаясь от наседающих доброхотов, пытающихся упечь её в дурку. Невеста с дреддами, после попытки залить горе известным способом, спрашивает у священника - «в чём истина?», просит её отпеть (кто-то будет возражать, что перед нами высокая трагедия погибшей любви?), а, получив мотивированный отказ, богохульствует и режет себе вены. От смерти её спасает... призрак жениха в таком пластическом гриме, что Фредди Крюгер обзавидуется. К мальчику, ждущему папу, придёт  добрый дядя доктор, который сделает ему успокаивающий укол и... окажется сожителем его мамы. То есть не доктор сожительствует, а один актёр играет двоих... впрочем, не важно.

Ну и что? А то, этот фильм не подходит под категорию «хорошее или плохое кино». При всей драматичности, местами надуманности, а местами предсказуемости сюжета (я заранее знал, что жениха в вагоне завалят, и что ополоумевшая мать будет выкапывать дочек), слишком высокая планка взята Василием Сигаревым. У меня возникла вот какая ассоциация. Один из моих любимых фильмов вне времени и национальности - «Время цыган» Эмира Кустурицы. Причём есть люди, к мнению которых я отношусь с уважением, решительно не принимающие его. Именно из ощущения безнадёжности, отсутствия позитива даже в концовке. Я с ними спорю - в финале фильма один из самых никудышных цыган залезает в разрушенную христианскую церковь, заботливо поправляет Спасителя, висящего на одном гвозде, и молвит - «даже тебя скособочило, значит, действительно в этом мире что-то не так». Если такой задумался, наверное, в этой жизни не всё потеряно.

Вот и в концовке «Жить» (хотя так и тянет переименовать в «Жуть») невеста с дреддами превращается в обычную запутавшуюся в страшной российской жизни девчонку, делающую осознанные и правильные поступки. Действительно - перед нами Джульетта российской провинции, ещё недавно посылавшая в ж...у какого-то, кажется, САМОГО. Но приход фантома любимого приводит её обратно к вере, знак подан, жизнь продолжается. Правда, реагирует она на это своеобразно, современно, вставляя на место пирсинг. Ведь он так способствует при... ну, вы помните.

А ещё в фильме присутствует своеобразный символ России. Не транспортной - тут пальма первенства у пазиков - общественной. Для меня это дочка лучшей подруги убитой горем матери, у которой на лице крупными буквами написан диагноз «дебилизм». Единственный человек, искренне сопереживающий, пытающийся помочь в меру своих невеликих сил. Представьте себе общественно-политическое движение «Дебильная Россия», самое многочисленное и социально-разнообразное.

Что, не нравится, поклёп на нашу действительность? Тогда почему какая-нибудь «Единая Россия» не подаёт в суд на автора «Жить» за клевету? Значит, она с ним согласна.

Хотя я бы поспорил...

 

Леонид Черток   

 

 



За кулисами политики


все материалы

ПроКино


все обзоры

Жизнь


все материалы

Кулинарные путешествия


все статьи

Литературная гостиная

все материалы

Архивы

Ноябрь 2024 (217)
Октябрь 2024 (409)
Сентябрь 2024 (343)
Август 2024 (343)
Июль 2024 (331)
Июнь 2024 (354)







Деньги


все материалы
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Спонсор рубрики
"Северодвинский торговый центр"

Верую


все статьи

Общество


все материалы

Разное

все материалы

Реклама



Дополнительные материалы
Полезное

Сетевое издание "Информационное агентство "Руснорд"
Свидетельство СМИ: Эл № ФС77-81713 от 10.11.2021. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Володарского, д. 14, кв. 114
Учредитель: Черток Л.Л. Главный редактор: Черток Л.Л. E-mail: tchertochok@yandex.ru. Тел. (964) 298-42-20