О реалиях жизни мезенских рыбаков рассказывает депутат Государственной думы от Архангельской области Ирина Чиркова:
- Самое большое негодование, которое высказывают поморские мужики, - появившиеся с недавних пор запреты и ограничения на любительское рыболовство. Ограничения настолько жесткие и неоправданные, что все рыбаки Архангельской области в одночасье стали браконьерами.
Полный запрет коснулся нерестовых рек. «На реку без паспорта выходить нельзя - это же абсурд, - говорят мезенские рыбаки. - унизительно и страшно, настоящий геноцид людей!». На одного рыбака - сразу несколько проверяющих: ФСБ, Рыбинспекция, МВД, ГИМС, пограничники. Заглядывают в лодки, сумки, карманы. Такое чувство, говорят мужики, что скоро по домам пойдут проверять.
Говорят, что разительно жизнь изменилась с этого года. Раньше рыбак брал путевку на рыбную ловлю в местной администрации - и ловил, сколько хотел. А сейчас даже спиннинг нельзя закинуть - штраф 5000 рублей. Грозят не только административной ответственностью, но и уголовной: в Мезени за «запретную» семгу уже завели десяток уголовных дел. Люди в шоке. В деревнях растет уже не просто напряжение - гнев, ненависть ко всей государственной системе. Это и понятно: люди привыкли жить от реки, рыболовством занимались их отцы и деды, рыбалкой кормились сами и кормили других. А сейчас привычное занятие, поддерживающее жизнь на селе, превратилось в браконьерство. Чиновники объясняют ситуацию многочисленными приказами-правилами и предлагают заняться муторным оформлением аренды рыболовных участков.
Настоящая беда для местного населения - не только в Мезенском районе. У поморов любовь к рыбе в генах: рыбой на реках жили и выживали. Но новый закон и подзаконные акты сделали из людей не хозяев, а гостей, которым разрешили рыбачить по нормам, часам, килограммам и сантиметрам. «Государство наше стало полицейским, - вздыхают мужики. - Коренным малочисленным народам скидки сделали, а поморов, видимо, некому защищать! Дроны летают над реками, следят за нами, будто мы преступники…»
Срочно нужно разрешить в любом объеме ловить горбушу, которая уже нанесла серьезный урон семге, хариусу. Совместно с экспертами и рыболовами готовим соответствующее предложение к профильным ведомствам.
Кроме того, рыбаки рекомендуют внедрить такую понятную и справедливую систему, которая учтет прежде всего интересы местного населения. Например, река на всем протяжении делится на участки между поселениями, ПИНРО (рыбохозяйственный институт) согласовывает этим поселениям квоты на вылов по породам рыб, а местные жители-рыбаки уже договариваются по распределению этих квот между собой, а также могут продавать часть квот приезжим и туристам.
Возможно, это в чем-то наивно, но как же это понятно и справедливо! По такому принципу раньше жили в деревнях потомственные рыбаки. Таким же принципом можно пользоваться и в охоте. Иначе «карательные» рыбалка и охота скоро окончательно добьют северную деревню…