Неожиданно на наших политических ток-шоу стали обсуждать… сериал. Да-да, не документальный, художественный, да ещё и экранизацию. То есть, голимая фантазия нескольких авторов и такой резонанс.
Речь о «Ненастье», прошедшем по «России». Меня разочаровал уже роман, явный шаг назад Алексея Иванова после «Географ пропил глобус» и роскошных «Блудо и Мудо». Афганскую тему, на мой взгляд, надо было развивать ещё в прошлом веке. Чтобы, как минимум, понять – почему вчерашние братья по оружию увлечённо взрывают друг друга (так, по крайней мере, было в Москве). Хотя… тоже секрет Полишинеля – шла борьба за то, кто круче, кому государство больше обязано, в частности, льготами на поставки спиртного и табака, золотое дно того исторического периода. Мне самому в конце 90-х довелось поработать с ассоциацией ветеранов-афганцев, одной из десяти (как минимум) только на Москву. Эти были офицерами-пограничниками, всё-таки с высшим образованием. А по сути, такие же бандиты, только окрас слегка другой – цвета хаки.
Тогда действительно ждали откровений, новой волны военной прозы. Как было у нас после Великой Отечественной, как было у американцев после вьетнамской. Бесплодные ожидания… разве что блеснул Олег Ермаков, которого печатали в «Новом мире». О чём это говорит, о неправедности дела, за которое шли на смерть? Не знаю, не уверен.
Сам писатель Иванов вообще не афганец (он и не учитель географии). Поэтому его «Ненастье» оставило у меня ощущение некой схематичности. Как будто непричастный человек наслушался рассказов бывалых людей и всё свёл в один, но длинный. Я тоже слышал много подобных историй, поэтому было неинтересно. Интересно читать от того, у кого самого пули у уха свистели.
Всё это в достаточной степени вытащил Сергей Урсуляк за счёт режиссёрского таланта и подборки актёров (редкий случай, когда снятое лучше литературного первоисточника, не «Полёт над гнездом кукушки», но всё-таки). Есть очень удачные сцены – переезд афганцев в новый дом, танец Тани в пустой электричке… правда, они как чудные вкрапления в тягучесть общего конфликта. Но есть и откровенная клюква, причём развесистая. Когда ветераны со слезами на пьяных глазах смотрят на опускающийся с кремлёвского флагштока красное знамя. Они якобы поняли – это конец СССР, страны, за которую они воевали. Да никто этого не понял! Тем более ухари, входившие в силовые группировки (а история именно про таких), совсем другие цели и задачи стояли. Прекрасно помню то время и настроение вокруг – одно кончилось, другое началось… манящее своей непредсказуемостью. Это сейчас стоит стон – как допустили?! Да очень просто, никто ничего не понял, все по 70-летней привычки ждали отмашки из Кремля.
Конечно, реальным афганцам не позавидуешь. Они за речку шли не добровольцами (это вам не Донбасс и не ЧВК!), их награждали… а на родине натурально издевались – то водку не продадут по малолетству (тогда с 21 года), то скажут – а я вас туда не посылал, с Брежнева и спрашивайте. Вот почему ветераны последней войны в истории СССР защищали Белый дом в 91-м и почти не участвовали в этом в 93-м… о каком плаче по совку вы вообще говорите?! Наоборот, новая власть им дала такие возможности, о которых они не знали – не гадали, в сериале это очень наглядно показано.
Но самое страшное для них, конечно, было узнать, что участвовали в преступной войне. Хоть и по приказу, но совесть (у кого есть) это не облегчает. Да, действительно, как расценить то, о чём в сериале вспоминают ветераны – перед тем, как зайти в афганский дом, бросаешь туда гранату, дети-женщины по стенам размазаны. Что это, как не воинское преступление?! Но, если зайдёшь вежливо, ещё и в дверь постучавшись, а тебе самому автоматная очередь в живот? Дилемма…
Вы помните, почему кремлёвские старцы вдруг решили отправить в Афганистан регулярную армию, поняв, что одним взятием дворца Амина проблема не решится? Нам объяснили, что мы снова защищаем дело социализма (хорошо, что за тем же самым в бунтующую Польшу не вошли, а ведь могли бы). На деле получилось так, что СССР первым начал войну с радикальным исламизмом. Я уже тогда об этом догадывался. К моему тестю частенько приезжал афганский коллега – проректор Кабульского политехнического института. Как-то пили с ним ночь, он очень доходчиво объяснил, в какой средневековый мрак погрузится его страна, если к власти придут религиозные. Тогда неожиданно для себя подумал – при таком раскладе социализм не самая плохая альтернатива. Если ничего более сносного не предлагается...
Другое дело, что в Афгане мы попали в ту безнадёжную ситуацию, когда приходилось воевать не с конкретным противником в военной форме, а по сути со всем народом, который, как известно, победить нельзя. Но это явно не вина наших солдат.
У меня уже давно идиосинкразия к телевизионным ток-шоу любого формата. Тот вечер у Соловьёва, где обсуждалось «Ненастье», выдержал буквально кусочек, но понял – 90-е проклятущие, а в Афгане мы всё правильно делали. Хотя упрощёнка хороша при оплате налогов, но не в политике и не в оценке истории.
Случайно совпало или так было задумано, но параллельно с выходом на телеэкран «Ненастья» (подозреваю, Урсуляка сыграли втёмную) патриотическое крыло «Единой России» заговорило о пересмотре итогов афганской кампании. В какую, позвольте, сторону? Как мы помним, в декабре 1989 года, спустя десять месяцев после вывода советских войск из Афганистана, на Съезде народных депутатов СССР было принято постановление, в котором говорилось, что решение о вводе советских войск в Афганистан заслуживает политического и морального осуждения. Осуждения членов Политбюро, той пятёрки, принимавшей решение, но никак не ребят, воевавших там. Америка переболела вьетнамским синдромом, с других заграничных войн её солдаты возвращаются абсолютными героями (их могут осуждать, где угодно, но не у себя на родине, пусть только попробуют выходцы из Ирака или из Ливии). И, обратите внимание, в адрес наших солдат, прошедших Чечню, тоже не летят обвинения… хотя и там много чего происходило. Впрочем, и в афганцев вряд ли кто бросит камень последние лет 20, если не больше.
Тогда зачем нужен этот пересмотр, чью задницу (пардон) прикрыть?
И вот тут начинается самое интересное. Опять же параллельно и с сериалом, и с собранием патриотического крыла в Москве состоялась очень интересная и во многом историческая встреча. «Президент-отель» принимал весьма необычных гостей – пятерых представителей афганского движения «Талибан» (признанно террористическим и запрещено законодательством РФ). Меня за одно только упоминание этих воинствующих мракобесов без соответствующего пояснения Роскомнадзор нещадно штрафует (хорошо… пока только грозится). А Сергей Лавров с ними ручкается (если не взасос целуется), с него как с гуся вода. И где справедливость?!
Что за смена вектора? У меня лишь одно предположение. Упомянутая мной запрещённая в России организация находится в контрах с такой же запрещённой, из-за которой мы (по версии Кремля) завязли в Сирии по самое не балуйся. Американцы же общаются и с теми, и с теми. Похоже, мы тоже решили не быть дураками. Заодно вставить шпильку нашему главному стратегическому противнику – США.
Но ведь это гадость! Точно такая же, как наша либеральная оппозиция стоит на одной трибуне с коммунистической оппозицией, лишь бы насолить Кремлю. К тому же это опасно. Из Афганистана проще доставлять наркотики в России посуху, чем по воздуху в США, нормальная логистики. С ними не дружить надо, а максимально закрываться, ибо радикальный ислам и наркотическая дурь – вообще адская смесь.
Ох, и не нравятся мне эти игры…
P.S. И напоследок. Настоящая (не литературная) трагедия реального афганца (этнического), попавшего в водоворот истории. Саида Гулама Ясина увезли из Афганистана в СССР, когда ему было всего 11 лет, вместе с ещё 150 детьми – сиротами или детьми высокопоставленных военных и чиновников. СССР к тому времени давно завяз в афганской войне, и партийные боссы планировали сделать из детей афганцев высококлассных специалистов-коммунистов, полностью лояльных Москве, чтобы в будущем те заняли высокие посты в новом Афганистане. Но потом ввод войск был признан политической ошибкой, и Саид уже сам устраивал, как мог, свою жизнь в новой для него стране. И устроил. Как мог.
Теперь российские власти настаивают на том, чтобы Саид Гулама Ясин вернулся обратно в Афганистан: недавно мужчина получил очередной отказ в получении временного убежища в России. Он попытался обжаловать решение, но тщетно. Российские чиновники предлагают Ясину уехать, несмотря на то, что мужчина за тридцать с лишним лет жизни в РФ полностью ассимилировался. Он практически не помнит родного языка, все его окружение русскоязычное. До недавнего времени Саид был женат на русской женщине и воспитывал с ней детей, у одного из которых была инвалидность. У него также нет связей ни с родными, ни с давними знакомыми в стране, откуда он родом.
На родине, за эти годы ставшей гнездом религиозного мракобесия, где очень сильны позиции запрещённой даже к упоминанию организации-секты, мужчину почти гарантированно ждёт смертная казнь. Как убеждённого атеиста. Как сына чиновника, лояльного СССР. Как представителю враждебному консервативному исламу западного мира.
Вот о чём надо писать и снимать. Только какой Иванов, какой Урсуляк это успеет сделать? Времени у Саида почти не осталось…
Леонид Черток