1. По состоянию на апрель в целом обозначается общая диспозиция политических сил накануне выборов в Госдуму РФ.
1.1. По данным текущей социологии, в настоящий момент уверенно проходят 5%-ный барьер на выборах в Госдуму РФ только 4 парламентские партии. Рейтинги «Единой России» при этом находятся вокруг значения 50%, рейтинги КПРФ – около 12-15%, «Справедливая Россия» и ЛДПР балансируют в районе 5-7%.
1.2. Ни одна «пятая» политическая партия по состоянию на текущий момент не способна преодолеть 5%-ный барьер. Хотя сам по себе вариант «пятипартийной Госдумы» ранее не исключался и не отрицался Администрацией Президента РФ (поскольку был бы очевидным показателем расширения открытости и конкурентности политической системы, курс на которые активно проводит внутриполитический блок АП РФ), уже 26 апреля на заседании экспертного «Клуба регионов» первый замглавы АП РФ В.Володин заявил, что шансы на прохождение в Госдуму РФ по спискам есть только у четырех партий.
В то же время, в целом оформился пул политических партий, потенциально способных претендовать на преодоление 3%-ного барьера и получение соответствующих политических бонусов – государственного финансирования и права участия в выборах всех уровней без сбора подписей вплоть до следующего цикла выборов в Госдуму РФ в 2021г. Бороться (реалистично) за 3%-ный рубеж намерены «Яблоко», «Родина», а также «Партия роста» Б. Титова, однако каждая из них сталкивается с собственными вызовами и рисками.
1.3. «Ранний старт» избирательной кампании с февраля 2016 г., когда свой съезд провела «Единая Россия», пока что дает существенные политические и имиджевые бонусы только «ЕР». Партия смогла задать собственную повестку и высокий темп политической активности за счет «длинных» федеральных тем – подготовки к проведению праймериз и проведения межрегиональных тематических форумов по широкому спектру социально значимых тем, по итогам которых будет формироваться партийная программа на выборах-2016.
Для остальных политических сил попытка включиться в «ранний старт» привела, по сути, к фальстарту. КПРФ и «Справедливая Россия» символически «выложили на стол основные карты» своих политических кампаний, связанные с критикой правительства и «Единой России» и адресными претензиями к конкретным министрам социально-экономического блока. Однако теперь непонятно, как и на чем партии будут строить свою избирательную кампанию в оставшиеся 4,5 месяца до выборов и сохранят ли курируемые партиями «остросоциальные» сюжеты свою востребованность и новизну. Кроме того, партии фактически подтвердили выдвигаемые против них обвинения со стороны руководства «ЕР» в популизме и желании спекулировать на ухудшении социально-экономической ситуации. Ранний старт Б. Титова и «Родины» также привел к быстрому исчерпанию партиями актуальности и политической новизны продвигаемых ими тем, отодвинув обе политические силы во «второй эшелон» партийного поля.
2. «Единая Россия» к концу апреля находится в несколько неоднозначной ситуации.
С одной стороны, партия достаточно уверенно выстраивает свою федеральную кампанию по подготовке к выборам в Госдуму РФ. Партийные праймериз1, несмотря на скептическое отношение к ним со стороны ряда экспертов и критиков (прежде всего, из числа противников курса действующего политического блока АП РФ), оказались действенным инструментом мобилизации как потенциальных кандидатов и их штабов, так и самих граждан. В значительном числе регионов праймериз уже привели к серьезному росту внутрипартийной конкуренции – по разным оценкам, для от 1/3 до 1/2 от общего числа одномандатных округов нет очевидных и заранее предсказуемых лидеров праймериз. При этом в «ЕР» учитывают риск того, что ряд кандидатов, проигравших на праймериз, в нарушение «джентельменского соглашения» могут выдвигаться от других партий, и пытаются его заранее купировать. В партии уже объявили о проработке понятного механизма «отступных» для сильных кандидатов, проигравших праймериз – таким кандидатам может быть предложено выдвигаться на выборах регионального уровня или войти в составе федерального списка «ЕР»на «полупроходных» позициях (в расчете на то, что ротация депутатского корпуса позволит им войти в Госдуму РФ через 2-4 года). В любом случае, таких кандидатов планируется оставить в «партийной обойме» в виде кадрового резерва, и эту установку активно поддерживает и транслирует в регионы первый замглавы АП РФ В.Володин.
Другое важное направление партийной активности «ЕР» – проведение тематических межрегиональных форумов для обсуждения актуальных проблем, беспокоящих граждан, и сбора предложений и инициатив для предвыборной программы «Единой России». Ранее партия уже провела форумы по ЖКХ и социальным вопросам, а 15 апреля в Саратове состоялся форум «Современное российское село»с участием председателя партии Д.Медведева.
С другой стороны, общее ухудшение социально-экономической ситуации ударяет и по рейтингам и позициям «Единой России». С конца 2015 г. партия теряет приблизительно 1-2% в рейтингах каждые 3-4 месяца. Если осенью электоральный рейтинг партии оценивался на уровне 52-55%, то весной 2016 г. он уже приближается к уровню 49-50%. Против партии играют и непопулярные инициативы кабинета министров, вроде очередного витка обсуждения повышения пенсионного возраста для граждан.
В этой ситуации публичную поддержку партии начинает оказывать Президент В. Путин. Глава государства дал положительные оценки деятельности партии в ходе «Прямой линии» 14 апреля, назвав ее «партией, обеспечивающей политическую стабильность», а 20 апреля, после отчета премьер-министра Д.Медведева принял участие в видеоконференции с участниками внутрипартийных праймериз. Участие главы государства во внутреннем мероприятии «Единой России» (по большому счету, первое с 2012 г.) уже само по себе является символическим действием в поддержку партии. Кроме того, в ходе выступления на видеоконференции В.Путин также символически поддержал партию, назвав ее «ведущей политической силой», проводящий «взвешенную политику»,крайне положительно оценив механизм праймериз как пример «честной, открытой, легитимной» политической конкуренции, а также публично заявив о том, что он был «одним из тех, кто стоял у истоков партии». Кроме того, после видеоконференции появились предварительные анонсы того, что Президент В.Путин примет участие в предвыборном съезде «Единой России», намеченном на июнь.
При этом ряд наблюдателей отмечает, что активизация публичной работы главы государства с партией стала возможна после того, как в политико-символическом плане они оказались достаточно сильно разведены, а рейтинг Президента – «отвязан» от рейтинга партии. В этой ситуации участие Президента в мероприятиях партии, безусловно, добавляет ей политических очков, в то время как снижение рейтингов «Единой России» не оказывает давления на рейтинг первого лица.
3. КПРФ предварительно анонсировала проведение собственного предвыборного съезда на конец мая – вероятно, 28 числа, в расчете на перехват информационной повестки после завершения праймериз «Единой России». Другим вариантом остается проведение съезда 25 июня.
Партия в настоящее время обладает наиболее устойчивыми позициями среди парламентской оппозиции и по всем текущим рейтингам занимает второе место с результатами около 12-15%. К выборам в партии рассчитывают увеличить этот показатель в 1,5-2 раза.
Партия позиционирует себя как «главного оппонента» для «Единой России» и рассчитывает, таким образом, консолидировать протестный электорат. В связи с этим в партии продолжают активную критику финансово-экономического блока правительства РФ, а также руководства Центрального Банка. В этой же «протестной» линии лежат и заявленные в апреле инициативы КПРФ – планы по созданию общественного движения против задержки зарплат и обращению в Конституционный суд РФ с требованием проверить нормы избирательного законодательства, ограничивающие доступ журналистов на избирательные участки во время выборов.
В партии определились с кандидатами в Госдуму РФ по большинству из 225 одномандатных округов (170-190).
В то же время, партия начинает сталкиваться с рядом вызовов. Против КПРФ играет достаточно ранний старт избирательной кампании, в ходе которого уже были апробированы ключевые предвыборные темы – персональные выпады против министров А.Улюкаева и А.Силуанова и возложение на правительство РФ и «ЕР» ответственности за экономическую ситуацию. Есть вероятность, что к концу лета и началу сентября эта критика приобретет характер «дежурной» и уже не сможет быть эффективным инструментом мобилизации электората и создания информационных поводов.
Основная политическая платформа КПРФ выстраивается вокруг апеллирования к опыту СССР и «ленинско-сталинской модернизации 1920-1940-х гг.», расширения государственного сектора и регулирования экономики, а также развития «народных предприятий» в формате коммунитарной собственности. Подобные инициативы могут быть востребованы старшим поколением избирателей КПРФ, однако едва ли вызовут ажиотаж у более молодых поколений.
Кроме того, в партии, по ряду признаков, активизируются собственные внутриэлитные противоречия, прежде всего, по линии В.Рашкина и московского горкома КПРФ, с одной стороны и Г.Зюганова и других групп влияния в КПРФ, с другой. В.Рашкин уже выступил с рядом неоднозначных инициатив (вплоть до потенциального сотрудничества с частью либеральной оппозиции), которые могут быть позитивно восприняты столичным электоратом, но не поняты в руководстве партии и регионах. Маловероятно, что в партии пойдут по пути жестких мер поддержания партийной дисциплины накануне выборов, однако не исключено, что часть внутрипартийных групп КПРФ будет играть на выборах против друг друга (и прежде всего – против группы В.Рашкина).
Наконец, в апреле активизировались партии-«спойлеры» КПРФ. «Коммунисты России» представили свою программу «Десять сталинских ударов по капитализму», выдержанную в радикально-популистском ключе (национализация промышленность, конституционный запрет повышения пенсионного возраста, возврат смертной казни и т.д.). В партии заявляют о планах «набрать 12%» и «составить конкуренцию КПРФ в одномандатных округах», то есть открыто заявили о намерении оттягивать голоса КПРФ. В свою очередь, Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС) из пула политтехнологов А.Богданова и В. Смирнова активизирует процессы слияния с квалифицированной для участия в выборах в Госдуму РФ «Гражданской силой», которая в этом случае может быть переименована в КПСС и стать дополнительным спойлером против КПРФ.
4. ЛДПР в целом определилась со стратегией на предвыборный период. В партии подготовлена предвыборная программа, выдержанная в радикально-популистском ключе (введение минимума и потолка зарплат, бесплатного здравоохранения, фиксированного курса рубля к доллару и т.д.). В дальнейшем планируется заниматься ее активным распространением на местах через непосредственную агитацию. При этом партия намерена отказаться от дорогостоящего формата наружной рекламы и сосредоточить все ресурсы на непосредственной работе с населением. Для этого с начала года были запущены несколько агитационных поездов ЛДПР, а в апреле начал свою работу последний – уже четвертый по счету (будет курсировать по разным регионам страны до конца мая и должен охватить большую часть субъектов РФ вплоть до Дальнего Востока). В расчете на непосредственную агитацию и прямой контакт с избирателем проводятся и ключевые публичные мероприятия партии – например, широкое и помпезное празднование 70-летнего юбилея лидера партии В. Жириновского 25 апреля и другие.
В отличие от КПРФ или «Справедливой России», партия практически не ведет крупных межрегиональных или общефедеральных медийных акций (вроде сбора подписей с призывами к отставке правительства РФ), предпочитая им непосредственную работу с избирателем. При этом ЛДПР испытывает сложности с поиском перспективных кандидатов-одномандатников (учитывая, что основным брендом партии является фигура ее лидера В. Жириновского, а главным ресурсом – выдвижение партийного списка). Кроме того, весной 2016 г. партии стало гораздо сложнее привлекать потенциальных спонсоров региональных отделений, способных взять финансирование избирательных кампаний «под ключ». При этом в ряде регионов (пока что не во всех) партия объявила «думский призыв», предлагая общественникам и гражданским активистам выдвигаться на выборах разных уровней от ЛДПР.
5. «Справедливая Россия»по итогам апреля активизирует свое присутствие в политической повестке.Партии удалось провести своего кандидата на пост федерального уполномоченного по правам человека – им стала депутат Госдумы РФ Т. Москалькова. Ключевым мероприятием партии стал прошедший 22-23 апреля VIII Съезд «Справедливой России» (или, по аналогии с «Единой России», первая часть съезда; вторая, «предвыборная» часть должна состояться в июне, и на ней будут утверждены предвыборные списки и партийная программа).
Съезд носил плановый характер. Его важным итогом стал ряд крупных кадровых перестановок в партии. В частности, продолжилось кадровое и аппаратное ослабление Н.Левичева, который в итоге оставил должность председателя Палаты депутатов «Справедливой России» и возглавил Центральную контрольно-ревизионную комиссию партии.Из Центрального совета «СР» был выведен ряд сторонников Н. Левичева. Кроме того, в связи с его переходом в ЦИК РФ (формальная причина) и выбором руководством партии инерционного сценария проведения избирательной кампании «без заигрывания с либеральной оппозицией» (фактическая)с Н.Левичеваполностью снимаются полномочия, касающиеся организации выборов.Подготовка к выборам в результате будет целиком замкнута на депутата Госдумы РФ от Свердловской области А.Буркова.
При этом в партии все еще не определились с конкретной схемой формирования региональных групп в составе федерального списка на выборах в Госдуму РФ и набором кандидатов-одномандатников в различных регионах, что отражает сложности подготовки партии к выборам в Госдуму РФ.
6. Партия «Родина» на протяжении конца 2015 и начала 2016 гг. сделала несколько политических разворотов.
После прихода Н. Исаева в партию в конце 2015 г. (но до активизации Б.Титова) партия ситуативно оставила «патриотическую» нишу в пользу более активно отработки социально-экономической тематики и критики экономической политики правительства РФ с опорой на программные инициативы Б.Титова и С.Глазьева. После активизации Б.Титова и создания «Предпринимательской платформы» «Единой России» эти инициативы «Родины» оказались невостребованными. А сама партия столкнулась с дефицитом оригинальных программных инициатив. С другой стороны, личная активность Н. Исаева и его агрессивные нападки на «Единую Россию» и лично на ее председателя Д. Медведева стала генерировать существенные политические риски для партии.
В результате уже в марте Н. Исаев был снят со своих постов в партии, «Родина» принципиально дистанцировалась от него и его инициатив, а в фокус партийного внимания вновь вошла традиционная патриотическая повестка, умеренная националистическая и антимигрантская риторика, спортивно-воспитательная повестка. В апреле «Родина» анонсировала предварительный список кандидатов для федерального партийного списка, в состав которого вошли, прежде всего, общественные деятели, ассоциирующиеся с традиционной для партии патриотической и охранительной повесткой – член «Изборского клуба» М.Хазин, спортсмен и телеведущий С.Бадюк, несколько военных и политических экспертов и др.
На предстоящих выборах «Родина» готова отчасти играть «спойлерскую» рольпротив думской оппозиции, а также рольпринципиального критика системных и несистемных либералов. При этом партия апеллирует к образу Президента и выражает безоговорочную поддержку его курсу. Поэтому не исключено, что отчасти на выборах «Родина» будет пытаться оттягивать голоса «Единой России».
7. «Партия роста» Б.Титова в настоящее время сталкивается с серьезными вызовами.
В феврале-марте партия демонстрировала очень уверенный старт, сопряженный с высокой личной активностью бизнес-омбудсмена в федеральных СМИ и поездах по регионам. Партии удалось задать вокруг себя достаточно высокий уровень ожиданий – вплоть до того, что ряд экспертов готов был рассматривать партию Б.Титова как потенциальную «пятую партию в Госдуме – партию системных либералов», способную привлечь голоса предпринимателей, среднего класса и т.д.
Однако уже с конца марта партия Б.Титова начинает сталкиваться с серьезными трудностями:
1) кадровыми– партии не удалось сформировать пул известных и по-настоящему ярких публичных деятелей, способных встать во главе федерального списка партии, а также привлечь ярких одномандатников. В частности, партии не удалось наладить отношения с крупным федеральным бизнесом (хотя такие попытки предпринимались – например, в отношении М.Прохорова, а также О. Дерипаски), а также яркими общественными активистами в регионах (по имеющейся информации, партия Б.Титова предлагала свою площадку для выдвижения мэра Екатеринбурга Е.Ройзмана в Госдуму РФ);
2) организационными– несмотря на переформатирование региональных отделений партии под Б.Титова и его окружение из «Деловой России», партии не удалось полноценно запустить их работу. Также, по ряду признаков, отделениям отказано в федеральном финансировании и рекомендовано самостоятельно привлекать спонсоров и ресурсы;
3) политико-технологическими – отказ Б.Титова и его окружения от услуг профессиональных политконсультантов и откровенно неудачный ребрендинг «Правого дела» (включая смену названия и изменение партийной символики) существенно проблематизируют дальнейшее публичное продвижение партии2.
В результате по итогам апреля даже появились слухи о том, что Б. Титов теряет интерес к собственному проекту и опасается, что очевидный неуспех «Партии роста» на выборах 18 сентября проблематизирует его собственные политические перспективы в будущем.
8. Среди всех системных и полусистемных либеральных партий «Яблоко» демонстрирует наиболее успешную подготовительную работу к выборам в Госдуму РФ. Партия уже заявила о готовности выдвинуть от своего имени известных оппозиционных политиков и деятелей – таких, как Д. Гудков, В.Рыжков, владелец телеканала «Дождь» А.Винокуров – а также менее известных общественных и гражданских активистов из регионов. Кроме того, на фоне коллапса Демократической коалиции на базе партии ПАРНАС (из которой в конце апреля вышли сторонники А.Навального) именно «Яблоко» может стать основным бенефициаром голосования либерального электората на выборах в Госдуму РФ и как следствие – преодолеть 3%-ный барьер и сохранить статус наиболее успешной политической силы в либерально-оппозиционной нише.
1 Регистрация на которые закончилась 10 апреля, а со 2 апреля уже стартовали предвыборные дебаты.
2 Действительно, партии будет сложно пытаться конструктивно продвигать себя в обход наклеенных ярлыков «партии стрелочников» и «ПРОСТАТИТа».