На минувшей неделе в Узбекистане прошло довольно нудное мероприятие – подсчёт голосов на воскресных президентских выборах. Назову вам лишь одну цифру – к избирательным урнам пришёл 91 % - наш Чуров вне себя от восхищения. Как вы думаете, кто победил? Такой математический парадокс – чем выше явка, тем яснее результат…
Вот и на этот раз действующий президент Ислам Каримов весь день числился в
бесспорных лидерах гонки и в итоге набрал 90,39% голосов избирателей. И так
почти каждый раз. Ведь он, в нарушение всех конституционных норм (под него
специально переписывался основной закон страны), выдвигает свою кандидатуру,
Аллах знает по которому разу. Точнее, не сам выдвигает, а созданное специально
под него Движение предпринимателей и деловых людей при Либерально-демок
А вот, кто соревновался с президентом за главный пост в стране.
Народно-демократ
Теперь сравните их имена с кандидатами в президенты на выборах 2007 года (у узбекского народа с волеизъявлением случился длительный перерыв) - Аслиддин Рустамов, Акмаль Саидов, Дилором Тошмухаммедова. Видите, второй раз тягаться с Каримовым не каждый рискнул. Искренне надеюсь, что эти трое отважных живы, здоровы и не сидят. А если и сидят, то где-нибудь в Париже за бокалом «Шабли».
И вот при такой ошеломительной явке иностранные наблюдатели (не только российские или азиатские, но и вполне европейские) в один голос заявляют, что нарушений не заметили – выборы прошли в соответствии с нормами демократии. Спрашиваете, чем им глаза залили? Совсем необязательно. Могло обойтись и без нарушений… Каримов четверть века свою страну дрессирует.
Меня сразу на воспоминания потянуло. Ведь перестройка по сути началась с «хлопкового дела», которое раскручивали Гдлян и Иванов, бывшие самыми известными следователями позднесоветского периода. Тогда газеты типа «Правды», «Труда» и «Известий» хором удивлялись, как коммунист, «хлопковый эмир» Адылов догадался устроить концлагерь из родного совхоза, если он сам сын батрака. Вот именно поэтому и впал товарищ Адылов в полнейший беспредел. Его рабские гены изо всех сил мстили всем, кто под руку попадался. Мы сами такое в России проходили. «Из грязи да в князи» - что в 17-м, что после 91-го. Только у нас движуха продолжалась, а на Востоке всё застыло в феодальном состоянии, которое оказалось в историческом разрезе прогрессивнее социализма. Ну да ладно…
Одним из первых поздравил Каримова с победой наш Путин. «Президент России подчеркнул большой личный вклад Президента Узбекистана в укрепление отношений союзничества и стратегического партнерства между двумя странами и выразил надежду на продолжение диалога», - так написано на сайте Кремля. Что ж, тут и обсуждать нечего. Мы изо всех сил соревнуемся с Америкой за влияние в Центральной Азии. Правда, Москва конкретными финансовыми вливаниями, а Вашингтон всё больше обещаниями.
На самом деле, у Каримова в руках один, но веский козырь. Причём и для
России, и для США. Сдерживание роста происламских настроений. Наверное, уже
многие забыли про беспорядки в узбекском городе Андижане десятилетней давности?
Так я напомню – там были серьёзные беспорядки, инспирированные (по утверждениям
узбекской стороны) исламистской группировкой «Хизб ут-Тахрир» ("Путь к
истинной вере"). Дело дошло до десятков, если не сотен, погибших
(подробности тех событий читайте здесь - http://rusnord.r
А потом начались торги в лучших традициях восточных базаров. Через пару месяцев после событий в Андижане Ташкент дал США полгода на то, чтобы вывести из страны американскую военную базу. Причём это требование прозвучало в преддверии визита заместителя госсекретаря США в Узбекистан. Ожидалось, что Кондолиза Райс будет настаивать на международном расследовании беспорядков в Ферганской долине. В итоге Узбекистан получил с Америки дополнительные «арендные» миллионы долларов, а уже в 2008-м Каримов сам предложил использовать территорию своей страны под военные базы НАТО. Мол, «в Афганистане засел наш общий враг».
Но главный козырь несменяемого президента Узбекистана в отношениях с Россией – это киргизский пример. Сами знаете, как Москва относится к перспективе «цветочных революций». А ей, чуть что, сразу в нос «тюльпанами» Бишкека. Ну и полетели от нас преференции в сторону Ташкента.
Что касается внутриузбекского состояния, то там можно править всю жизнь и
передавать власть по наследству. Я помню своё ощущение от Ташкента 1984 года –
абсолютно интернациональны
Но уже в 90-м ситуация резко поменялась. Европейских лиц совсем мало - все сматывались под давлением националистов. Дошло до того, что нам с моим другом, местным кинорежиссёром, пришлось в срочном порядке делать ноги из ресторана ташкентского Дома кино – на меня очень недобро смотрела чисто мужская компания, мрачно напивающаяся за соседним столиком.
Короче, русских и прочих выжили (в большей массе), а сами пришли к
«национальной идентификации», которая на практике означает авторитаризм
отдельной личности. Сегодня оппонировать Каримову очень сложно, если не
невозможно, чисто технически. Оказывать какое-то влияние на общественное мнение
можно тогда, когда это общественное мнение есть и есть понятие «гражданское
общество». Когда существуют хоть какие-то общественные институты, хоть какая-то
мало-мальски независимая или просто работающая пресса. В Узбекистане даже
пропагандистские издания настолько примитивны и непрофессиональн
За годы своего правления бывший коммунист Каримов, ставший либерал-демократ
Однако, несмотря на всё вышесказанное, автор Итогов вынужден признать -
Ислам Каримов создал совершенно уникальную модель государства. Особенно в её
внешнеполитическ
А в конце пара слов о моём упомянутом выше друге, узбекском режиссёре. У
себя на малой родине он был первым человеком в национальном кинематографе –
секретарём Союза кинематографисто
И никакой ностальгии… вот так.