Чуть больше недели прошло с момента оглашения последнего Послания губернатором Орловым. Ответов на многие вопросы - как мы жить будем, как из кризиса выбираться, как поднимать разваленное хозяйство - в Послании мы не услышали. Наверное, помощники у губернатора слабые, раз не могут ему предложить хоть какие-то меры...
Но критиковать легко. Нужно всегда что-то предлагать своё - не могут чиновники сформулировать программ развития, привыкли думать лишь об откатах да о тёплых креслах. Значит, пора и нам, общественникам, сделать и эту работу за них! Лично у меня уже давно накопился целый пакет предложений, как нам изменить систему государственной власти в регионе, дабы сделать её эффективнее и дешевле, как изменить главные механизмы, дабы настроить чиновников на нужды развития экономики и обеспечения качества жизни в регионе! Ведь сколько не говори, что надо бороться с массовым бегством жителей региона из области, но надо и делать что-то - чтобы люди перестали уезжать. Лишь если их жизнь станет комфортной и прогнозируемой, то никто никуда не побежит, а станет планомерно развивать отчий край.
Я позволил себе составить эти предложения в виде Губернаторского Послания, потому как считаю, что эта подача будет ярче воспринята. Пускай сравнят те, кто понимает, что это такое с текстом прозвучавшего в конце февраля Послания. И я совсем не против того, чтобы кто-то в будущем использовал бы эти идеи для развития нашей губернии. Да и Губернатору, думаю, будет полезно увидеть, как должны выглядеть настоящие Послания Губернатора. В отличие от того, что он привык читать уже в 3-й раз с трибуны...
Надеюсь, рано-поздно и до него дойдёт - не каждый текст можно взять и прочитать в торжественной обстановке. Ведь этот постоянный тренд нынешней областной власти - делать всё «для галочки» - приведёт их всех к очень печальным последствиям.
Итак, друзья, ознакомьтесь с Губернским Посланием Архангелогородской губернии 2015 лета, марта месяца.
Уважаемые коллеги!
Сегодня я представляю вам не просто послание-констатацию состояния дел в области, а Послание - программу действий высшей региональной власти на несколько лет вперёд. В кризисе, как в драке, откладывать на потом что-либо уже поздно. Надо действовать максимально быстро и эффективно. Второго шанса уже нет и не будет. Также и у нас другого шанса нет - область погрязла в долгах, вылезти из их трясины можно лишь предприняв жёсткие меры по урезанию расходов и серьёзного роста доходов. Как это сделать, чтобы не пострадали самые слабые, и чтобы к нам пришли сильные - здесь и поговорим.
А резать начнём с себя, т.е. с власти. Сегодня региональная власть превратилась в оплывшее жиром неповоротливое существо, которое требует всё больших и больших расходов на своё содержание, при этом проку от этой власти всё меньше. Эту ситуацию надо срочно менять! И не только популистскими методами по отказу от услуг гаража администрации (хотя и это мы тоже сделаем - чиновники могут себе позволить пользоваться такси!); отказом от услуг бесплатной телефонной связи (чиновники могут позволить себе и это!); другими не менее эффективными методами уменьшения расходов, но и глобальными мерами перестройки всего госаппарата.
1. Изменение системы власти.
«ПОРОЧНАЯ СИСТЕМА»
Расходы на содержание чиновников в областной администрации не выделены отдельной строкой в бюджете, так как эта грандиозная цифра, во всей своей красе может привести к громадному недовольству со стороны бюджетников других отраслей, в которых трудится гораздо больше людей, но расходы на которых в разы же и меньше!
Многочисленные министерства и ведомства, перебирая бумаги, не решают проблем области. В составе Правительства в настоящее время числятся 14 министерств, 12 агентств и 5 инспекций. Размещаются они в нескольких зданиях, разбросанных по Архангельску. (А сколько у нас околоправительственных структур - различных госучреждений, формально выведенных за штат, но всё так же исправно тянущих на себя бюджетные рубли на своё ненужное существование!)
Часто бывает так, что предмета управления у таких организаций и нет вовсе! Зачем нужно министерство промышленности, если её в области не осталось...
Сколько копий сломано на пресс-конференциях по проблемам энергетики. А министерство, ответственное за это направление может ли на что-то повлиять, когда ему никто не подотчётен? Все предприятия - частные, а их руководство с руки кормит федеральные власти. Тоже самое и с министерством ЖКХ. А что делает наш минсельхоз? Собирает бумажки от районов по своему направлению и несёт их в минфин, когда это мероприятие можно организовать и напрямую.
Еще хуже дело обстоит с замами губернатора. Они зарабатывают значительно больше министров, но толку от них ещё меньше. Их функции лишь создавать суматоху вокруг губернатора, который должен постоянно видеть и ощущать, что работа кипит.
По закону исполнительная власть субъекта РФ должна выполнять ряд своих полномочий, с которыми сегодня региональная власть либо не справляется вообще, либо тормозит их исполнение. Зато «на ура» проходит трудоустройство по блату, за счёт чего искусственно раздуваются штаты и придумываются совершенно ненужные обязанности и новые структуры с непонятным функционалом. В советские годы количество чиновников было значительно меньше, несмотря на то, что они успевали управлять всеми предприятиями региона. Единственный выход - сократить расходы на чиновничий аппарат, провести в Правительстве чистку рядов, включить процедуру оздоровления. Необходимо переформатировать структуру Правительства.
«НОВАЯ СИСТЕМА»
Какова её структура?
Предлагается, чтобы заместители (или Представители) Губернатора, которых будет 5 человек, курировали не министерства и направления деятельности области, а конкретные территории. По примеру заместителя Губернатора по развитию Соловков. Только им будут подотчётно не одно сельское поселение, а группы муниципальных образований. Заместители (Представители) Губернатора будут конкурировать между собой за получение бюджетного финансирования программ развития своих территорий. В целом здесь используется принцип федеральных округов, только вместо полномочного представителя Президента - заместитель (Представитель) Губернатора.
Каким будет разделение территорий?
1 территория. Центральная.
Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, Приморский район, Холмогорский район (без лесной части за Малыми Карелами).
2 территория. Северная.
Пинежский район, Лешуконский, Мезенский, лесная часть Холмогорского района.
3 территория. Восточная.
Котласский район, Вилегодский район, Ленский район, Красноборский, Верхнетоемский.
4 территория. Южная
Вельский район, Устьянский район, Шенкурский, Виноградовский, Коношский.
5 территория. Западная.
Районы Каргопольский, Няндомский, Плесецкий, Онежский.
В перспективе (через 10-15 лет) можно рассмотреть вопрос об изменении границ районов, передав полномочия муниципальных районов этим новым территориям при условии налаживания экономических кооперационных межрайонных связей и создания сильных поселенческих муниципалитетов. В этом случае количество заместителей (Представителей) Губернатора по развитию этих территорий сократится, их заменят главы данных усиленных районов.
Что делать с министерствами?
Предлагается вместо сегодняшних бесчисленных министерств сформировать четыре крупные структуры:
министерство экономического развития,
министерство социального развития,
министерство финансов,
министерство местного самоуправления и кадров.
Их функции - координация межрайонного развития и получение федерального финансирования. Ранг министерств нужно поднять и сделать их мощными организациями, а не тем, чем они сейчас являются.
Их число сократится, а полномочия должны быть переданы в оставшиеся структуры. Вместо министерства транспорта будет отдел транспорта, вместо министерства сельского хозяйства будет аграрный отдел министерства экономического развития... и так далее.
Новую схему областной администрации мы представим в Архангельское областное Собрание депутатов на утверждение в ближайшее время.
2. Как реанимировать МСУ.
Администрация Архангельской области должна наполнить кадрами органы местного самоуправления. Кадры выпускают наши ВУЗы - в каждом есть направления подготовки специалистов государственного и муниципального управления, которые далеко не всегда находят работу по профилю. Вполне возможно организовать практику будущих специалистов в районах области на должности помощника в администрации района или сельского поселения, что познакомит студентов с реальной работой этих муниципалитетов.
Все претенденты на должности муниципальной службы должны отбираться из областного реестра (резерва) кадровой службы.
Что даст области нововведенная реформа МСУ?
Отныне областным законом порядок формирования органов местного самоуправления изменен. Представительный орган района комплектуется из состава нижестоящих собраний депутатов, входящих в состав этого района. Из состава представительного органа избирается глава МО, а также назначается сити-менеджер (глава администрации).
Это сэкономит средства МО (и как следствие - областного бюджета) Архангельской области на проведение выборов, избавит от необходимости создавать территориальные избирательные комиссии (ТИК). В случае появления неподготовленных глав их легко можно будет заменить (по согласованию с Советом МО), в случае появления неподготовленных депутатов в МО верхнего уровня их легко можно будет заменить через делегировавшее их МО нижнего уровня. И все эти кадровые вопросы можно будет проводить без финансовых затрат на проведение выборов. Положительным является и то, что районная элита для сохранения своих позиций вынуждена будет пойти работать в представительные органы нижнего уровня, что положительно скажется на экономике муниципалитетов. Необходимо создать специальную структуру, которая займётся формированием кадрового резерва для подбора кандидатов на должности глав МО всех уровней и их заместителей, а возможно и специалистов нижнего звена, которая будет отслеживать трудовой путь этих людей.
Что такое резерв и какие именно кадры будут делегироваться оттуда?
Администрация Архангельской области делает список всех действующих чиновников с их подробными биографиями (как это было в советское время). В биографиях также указываются все перемещения чиновников и отзывы о них. Также берутся личные дела потенциальных чиновников: бывших депутатов, глав, выпускников профильных региональных вузов и тоже вносятся в реестр. Плюс туда же вносят всех, кто когда-то подавал документы на замещение вакантных должностей в органах власти - по требованиям подходит, но не прошёл конкурса.
Эти специалисты нужны для формирования районных администраций, для определения кандидатур сити-менеджеров (глав администраций), их заместителей и т.д. Таким образом, на любую должность можно будет быстро подобрать самых подходящих сотрудников, провести дополнительно конкурс и таким образом выявить лучшего. Те специалисты, которые уже работают в органах власти, но не имеют профильного образования, должны пройти переквалификацию.
Обязательное требование для назначения чиновника во все структуры, кроме МСУ поселенческого уровня - стаж работы не менее 3-х лет в органах муниципальной власти нижестоящего уровня. Для привлечения людей в поселенческие органы власти разработать программу строительства ведомственного жилья для муниципальных служащих.
3. Как оживить деревню.
Почти треть населения области проживает в сельской местности. В отличии от городов на селе можно в кратчайший срок создать громаднейшее число новых рабочих мест - необходимо лишь предпринять ряд несложных действий.
- Создание залоговой базы в поселениях путём оформления прав на невостребованные земельные паи. МО этими земельными паями могут входить в уставной капитал регистрируемых на их территориях предприятий, сдавать их в аренду, выступать в качестве залогового фонда, продавать их.
- Аналогичную работу должны провести региональные власти по отношению неиспользуемых федеральных сельхоз земель для стимулирования и поддержки крупных сельхоз предприятий.
- Запуск программ по сельхозконсультированию и обучению, а также сельхозкооперации. Причём одна и та же структура (например, областная фермерская ассоциация) вполне может осуществлять обе эти функции. Создание в районах закупочно-перерабатывающих баз хранения и распределения продовольствия. В перспективе замкнутых на общеобластную логистическую базу. Эти программы имеют федеральное софинансирование, что значительно ускорит их запуск и развитие. Необходимо взять пример Вологодской области по созданию региональной государственной лизинговой компании, предоставляющей технику предпринимателям без предоплаты и по льготным ставкам.
- Создание преимуществ для участия в тендерах на поставку местной сельхозпродукции в бюджетную сферу и торговые сети. Закупки для нужд бюджетной сферы необходимо законодательным путём перевести на уровень логистических центров. Т.е. логистические центры будут проводить данные закупки по соглашению с учредителями учреждений, и снабжать последние продукцией. Это приведёт к удешевлению закупок для бюджета и позволит осуществлять оптовые закупки у местных сельхозтоваропроизводителей, сегодня стагнирующих из-за недостатка сбыта собственной продукции.
- После этого - запуск программы продовольственных карточек по замене части региональных денежных субсидий продовольственными наборами (по желанию льготополучателей). Данная программа позволит пустить громаднейшие средства, идущие на поддержку льготных категорий населения, на приобретение собственной региональной продукции и стимулировать взрывной рост сельхозпроизводства в области. Самим льготополучателям даст возможность получить гораздо больший объём продовольствия, чем они могли бы приобрести на полученные денежные пособия.
- Программа переезда в сельскую местность. Силами МО будут приняты в собственность брошенные дома и участки в собственность, за счёт областной казны мы проведём их инвентаризацию и ремонты с последующим предоставлением желающим переехать на жительство в сельскую местность. Надеюсь, это позволит многим городским безработным обрести себя на новом месте, на селе, где как раз будет острая нехватка рабочих рук. Параллельно, если переезд на село станет достаточно массовым, то это позволит снизить и стоимость жилья в городах, что также станет положительным фактором, особенно для городской молодёжи.
- Программа строительства индивидуального жилья за счёт ваучеров - лесобилетов. Нам необходимо разработать и принять в ближайшее время программу, по которой каждый житель области должен получить один раз в жизни право на ваучер, по которому он сможет получить до 200 метров кубических пиломатериалов для строительства жилья, подсобных помещений и оплаты строительных издержек на территории Архангельской области. В программе не должно быть ограничений - где именно, в каком лесхозе и каком МО он может получить лес, где именно ему нужно строиться. Пусть это решают сами граждан. Главное, чтобы человек через какой-то срок отчитался - вот дом построен. Запустив такую программу мы резко остановим отток наших кадров из области.
- По аналогичному принципу нам нужно разработать программу для стимулирования лесными ваучерами систему малого сельскохозяйственного бизнеса для строительства, расширения и ремонтов сельхозпостроек.
4. Мозговые штурмы
Что касаемо программ по оздоровлению экономики, то не считаю сейчас нужным вдаваться в подробности лично своего видения. Как говорится «одна голова хорошо, а две - лучше!». В ближайшее время мы на базе наших научных центров соберём экспертов и практиков по всем отраслям нашей экономики и, как это уже не раз бывало в тяжёлые времена при работе моего предшественника А.А. Ефремова, проведём серию «мозговых штурмов» и сформулируем программы по каждому направлению. Надеюсь, мы совершим пока что невозможное - в кратчайший срок сделаем из региона-банкрота край с процветающей экономикой, с сильной муниципальной властью, растущим малым бизнесом, оживающей промышленностью и реально действующими общественными институтами, следящими за этими движениями. И, особенно, за действиями власти, дабы не допустить закостенения последней, как это было раньше!
ЗА РАБОТУ, ТОВАРИЩИ!!!
<!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:8.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}