Победный список современных российских фильмов из серии «всех порвём» открыл байопик о знаменитом хоккеисте Харламове «Легенда № 17». Народ в тёмном зале стоя аплодировал каждому киношному голу, а я, скептик и нигилист, ещё и насмехался над этим (http://rusnord.ru/2013/2/32282). Всё-таки тот фильм снял Николай Лебедев, создатель «Звезды», по которой можно учиться, как снимать современное игровое кино о Великой Отечественной войне, чтобы в нём наши разведчики криминальной бригадой не выглядели, а медсёстры - стриптизёршами. Но этот лубок про борца слепил клипмейкер, у которого из полного метра только «Яйца судьбы» в багаже. И в результате получилась яичница-болтушка...
Простая истина - все мы родом из детства, и герои, и подлецы, и миллионеры, и ничтожества. Чемпионы тем более, маленький Валера Харламов щенка из-под бычьих копыт спасал во франкистской ещё Испании. Вот и маленькому Ване Поддубному пришлось хлебнуть сначала от сынков местных полтавских богатеев (подозреваю, что этнических украинцев, как раз ко времени аналогия), а потом ремешком от родного тяти-казака, чтоб не жалился. Мышцы это вряд ли укрепило, зато дух... . Правда, уже в первой этой сцене меня смутило, что маленький герой прорывается через кольцо недругов не по-пацански кулаками, а по-борцовски, то есть, на карачках. Видимо, режиссёр Орлов решил долго не жевать сопли, а сразу окунуть зрителя с головой в мир греко-римской (французской, классической...) борьбы.
В общем-то, нам показывают достаточно стандартный путь подростка в мир силовых единоборств, по которому прошли персонажи Брюса Ли, Джеки Чана, Жан-Клод ванн Дама. И даже автор этой рецензии, пусть простит меня читатель за нескромность...
Рядом с домом моего детства располагался Репинский сквер, ставший в настоящее время любимым местом сбора либеральной оппозиции. А в те далёкие годы на его лавочках собиралась шпана из близлежащих бараков, озабоченная поиском мелочи на «плодово-выгодное» у проходящих мимо школьников. Несколько раз в их немытые лапы попадался и я. Один раз без денег, что стоило мне подбитого глаза. Было так обидно, что на следующий же день отправился в секцию бокса. Тренер, скептически посмотрев на мою тонкую от природы кость, большого спортивного будущего не предрёк, но кое-чему научить обещал. И не обманул, уже через пару месяцев в школьном туалете я разбил нос особо доставучему девятикласснику. Большего по жизни мне и не требовалось.
Киношный Поддубный копил в душе гнев и силу в мышцах намного дольше, что тот самый Илья Муромец на печи. Однажды выйдя «на слабО» на арену цирка, он стал припечатывать о песок всех, кто под руку попадётся. При этом постоянно бурча под нос, что такой вид жизнедеятельности ему совсем не нравится, что сам он казак в душе и биндюжник (портовый грузчик) по призванию. Видимо, борьба, как вид спорта, не нравилась также и создателям ленты. Её самой до безобразия мало, какие-то фрагменты схваток, и, если вы действительно интересуетесь этим, не особо популярным сегодня видом спорта, то даже не надейтесь узнать о нём что-то новое. Я уже не говорю про тренировки - основное слагаемое успеха даже у великих атлетов. Впрочем, возможно тут мы имеем дело со сказкой про пресловутого Иванушку-дурачка, которому просто так всё достаётся, и чей пример сытого безделья испортил не одно поколение россиян. Каюсь, я до конца не расшифровал этот режиссёрский посыл.
К слову, именно благодаря той самой французской борьбе в нашем лексиконе появилось выражение «по гамбургскому счёту». Примерно раз в год в одну из пивных города Гамбурга (Германия) съезжались знаменитые цирковые борцы со всего мира. И боролись. Боролись долго и некрасиво, без эффектным бросков и падений, выясняя между собой, кто же из них действительно чемпион чемпионов. Об этом вы из фильма «Поддубный» тоже не узнаете...
Поддубного играет постаревший агент национальной безопасности. Впрочем, играть там особо нечего, разве что мышцами. В остальное время просто выкатывай глаза и делай тупое лиц. Тут опять автора обуревают сомнения. Когда-то давно читал у Куприна о его встрече с Поддубным, классик признавался, что судьба ни до, ни после не сводила его с таким сильным и одновременно недалёким человеком. Может, мы опять имеем дело со скрытым месседжем от авторов? Но захотят ли в такого дубаря играть дети, что является конечной целью любого патриотического байопика? Что-то я сомневаюсь...
Слов нет, в любом произведение, в киношном или литературном, предельно выигрышно смотрится момент, когда на помост (ринг, татами, арену...) выходит неизвестный человек из зала, и укладывает всех именитых бойцов на обе лопатки. Тем более что в жизни Поддубного такое было на самом деле. За сим следует приглашение работать в манеже и всё такое. Однако наш герой полфильма ломается, как красна девица, рабоче-крестьянская совесть ему, видите ли, не позволяет (на самом деле, в цирк Поддубный попал с должности приказчика, в кои его взяли за выдающуюся внешность). Короче, приводит в манеж Ивана любовь к воздушной эквилибристке. Той, на которой мой зрительский глаз отдохнул, миниатюрной Катерине Шпице, всё прибавляющей в актёрском мастерстве с каждой ролью и при этом не теряющей девичьего очарования. Доподлинно не знаю, такие ли манеры и тексты были у девиц последней четверти позапрошлого века, но глаз и слух не резало, нет.
Остальное же окружение чемпиона в основном состояло из жуликов, проходимцев, запойных алкоголиков и снобов. Тех, кто только и мечтает нажиться на спортивных подвигах силача. Речь, конечно, идёт о руководящем составе цирка и присосавшихся к российскому спорту дворянах, а не простых артистах из манежа, те исключительно душевные и верные товарищи (что полностью противоречит той правде о закулисной жизни, которую знаю я). Впрочем, сценарий выписан так, что даже отрицательным персонажам уровня Романа Мадянова и Владимира Ильина играть особо нечего, настолько их роли приблизительны и схематичны.
Совсем швах происходит в сценах из заграничных турне борца. Во Франции Поддубного окружают закоренелые преступники и шулера, которым, что уличное нападение сотворить, что маслом перед поединком обмазаться, лишь бы поставить Россию на колени. И в Америке не лучше, там сплошь финансовые проходимцы, о которых разговор отдельный. И лишь простой народ, «от сохи», рукоплещет русскому богатырю и даже помогает ему деньгами в трудную минуту (абсолютная фантастика в американских межличностных отношениях). Такое впечатление, что фильм снимался в середине 70-х прошлого века, в самый разгар «холодной войны». Или мы практически вернулись на те старые идеологические позиции...
Короче, всё, что на Западе, плохо и подло, а всё, что есть на Земле хорошего, то только в родных пенатах. Конкретно, на Полтавщине. Украина, между прочим. Только от украинского на экране лишь вывески на их мове, все эти смешные «идальни» и «перукарни», говорят же исключительно по-русски. Видимо, из-за этого «Поддубный» не получил прокатного удостоверения в Незалежной, других идеологических подвохов я в ленте не обнаружил. Тоже хорошие дуры в Киеве сидят... я их министерство культуры имею ввиду.
Апофеозом западной подлости стали гастроли 55-летнего Ивана Максимовича по Америке. Америка вышла совсем смешная, как декорации в первом павильоне «Мосфильма» (самом большом), искусственно-пряничная (Франция, правда, выглядит ненамного лучше). Американские промоутеры - настоящие акулы капитализма, изо всех сил старались поработить свободолюбивого россиянина, хитро составив контракт. А он взял и уехал, бросив полмиллиона зелёных долларов, так ностальгия замучила. Хорошее время было в 20-хх - уезжали, подрабатывали, возвращались (Поддубный, Есенин, Маяковский, Эйзенштейн...), чуть позже сразу с парохода в ГУЛАГ.
На этом, собственно, фильм и заканчивается. За кадром осталась совершенно сногсшибательная история жизни Поддубного в немецкой оккупации, когда могучий старик гордо ходил по улицам Ейска с орденом Трудового Красного Знамени на груди, отказывался ехать в Берлин тренировать немецких борцов, и гестапо его не трогало. А также последние годы жизни чемпиона чемпионов, которые он провёл в жуткой нищете, распродав все медали, пояса и кубки (а не в Америке, как показано в фильме).
Нет, создатели «Поддубного» решили поставить в ленте другую точку, сообщив зрителю титрами, что полмиллиона, оставленные нашим героем в одном из американских банков, успели за прошедшие годы превратиться в 36 миллионов долларов и дожидаются правопреемников атлета. И это несмотря на знаменитую Великую депрессию, когда рухнула вся финансовая система США, похоронив под обломками своих мультимиллионеров, не говоря уже о заезжих спортсменах из Советской России. Чего от нас ждали авторы картины, что пальцы ног подожмём от жадности к чужим деньгам?
Короче - учите английский, шалопаи! Именно так я понял намёк зрителю от режиссёра Орлова и сценариста Короткова. Спасибо, учтём...
Леонид Черток