Введение: Зачем это нужно или APOLOGIA религиоведения.
Имена людей, которым посвящена эта статья, вряд ли известны большинству читателей. Первые двое - классики отечественного религиоведения, ныне ушедшие из жизни, во многом благодаря которым эта научная дисциплина существует в современной России. Вторые - люди, сделавшие возможным религиоведение в городе Архангельске. 10 лет назад автору посчастливилось участвовать в создании кафедры и отделения религиоведения в Поморском университете. Три года назад моя преподавательская деятельность прервалась, но не закончились исследования религиозной ситуации, которые были начаты еще в 1997 году.
Постараюсь сформулировать причины, побудившие меня написать эту статью. Несомненно, «религиозный вопрос» остается по-прежнему в центре внимания российского социума. Особенно активно востребована информация о взаимосвязи религиозного и национального в контексте процессов происходящих в нашей стране. Вопросы религиозной и национальной идентичности в общественном сознании тесно переплетены. С другой стороны, качество публикаций в массовых СМИ на эту тему, особенно на региональном уровне оставляет желать лучшего (счастливое исключение Дмитрий Александрович Несанелис). Вместе с тем сама проблематика межнациональных и межконфессиональных отношений активно изучалась, была предметом социологических исследований, научных конференций, в том числе международных. Но, к сожалению, итоги этой работы для широкого читателя не дошли. В тоже время прослеживается тенденция к профанации самой возможности объективно исследования процессов религиозной жизни современной России (в том числе и в контексте проблемы межнациональных отношений). В бытность преподавателем Поморского университета автору довелось читать на отделении журналистики филологического факультета спецкурс «Религия и средства массовой информации». В качестве упрека самому себе хочу сказать, что, судя по публикациям некоторых бывших студентов, мои рекомендации остались не востребованными. Как не востребованы в большинстве своем и выпускники отделения религиоведения, несмотря на мое глубокое убеждение, что такие специалисты нужны. Зачем - постараюсь пояснить ниже.
Насколько мы толерантны?
С 1997 года под руководством автора на кафедре религиоведения ПГУ им. М. В. Ломоносова проводились социологические исследования религиозной ситуации в Архангельской области. Чтобы не утомлять читателя числовыми выкладками и процентами остановлюсь только на ключевых моментах. Прежде чем перейти к вопросу о взаимосвязи национального и религиозного в общественном сознании северян охарактеризуем религиозную ситуацию в области на уровне общественного сознания. Для этого ответим на вопросы: сколько у нас верующих (уровень религиозности); какова их убежденность (степень религиозности); кто они (характер религиозности). Вопрос о критерии разделения верующих и не верующих является дискуссионным, но в практике исследований в России таковым выступает самоидентификация респондентов относительно веры в Бога. Обобщая данные наших опросов можно сделать вывод, что считают себя верующими в Бога примерно две трети жителей региона (60-65%). Вопрос о степени религиозности связан тем как сознание (вера в бога) реализуется в поведении. Проще говоря, здесь мы пытаемся определить число «практикующих» верующих (или воцерковленных, говоря о тех, кто называет себя православными). Таковых менее 10% от общего числа респондентов. Характер религиозности это распределение верующих по полу, возрасту, образованию, месту проживания.
Более высокий уровень религиозности характерен для прекрасной половины северян - отнести к категории «практикующих верующих» (среди респондентов обладающих признаками развитого религиозного сознания и более или менее регулярно соблюдающих религиозную обрядность их в 2 раза больше чем мужчин). Что касается возраста, то среди «практикующих верующих» большинство составляют лица в возрасте старше 50 лет (примерно 2/3) и молодежь до 25 лет (примерно 1/4). Практически не отражается на уровне религиозности семейное положение опрошенных, хотя, среди одиноких респондентов верующих несколько больше (примерно на 5-7%). Религиозность северян в значительной степени зависит от уровня их образования. Среди «практикующих верующих», в целом, преобладают лица со средним (неполным средним) образованием, однако их положение (примерно 60% от общего числа «практикующих верующих») не является уже определяющим. Среди молодых верующих относительно больше лиц с высшим и незаконченным высшим (студенты) образованием. Прослеживаются определенная зависимость религиозности социального положения и профессии. Среди верующих преобладают пенсионеры (примерно 40%), неработающие (безработные и домохозяйки (около 15%), служащие (около 15%), студенты (примерно 10%). Уровень религиозности несколько выше (на 6-8%) у жителей Архангельска, Новодвинска, Северодвинска, чем у населения районов области.
Говоря о межконфессиональных отношениях, необходимо отметить, что в целом религиозная ситуация в Архангельской области остается спокойной. Пока удается избежать острых конфликтов на религиозной почве, не допустить открытой межрелигиозной конфронтации. Это стало возможным, во многом, благодаря наличию традиционного для северян чувства уважения и терпимости по отношению к верующим всех исповеданий. В суровых условиях Севера, где ценится честность и взаимовыручка, приверженцы разных религий всегда жили в мире и согласии. Исторический опыт сосуществования в поликонфессиональном регионе является весьма поучительным и должен быть использован при формировании регионального компонента концепции государственно-конфессиональных отношений в Архангельской области.
Вышеизложенные положения нашли свое подтверждение в результатах исследований, проведенных под руководством автора в сентябре 2001 года. Среди опрошенных жителей Архангельска и области идентифицировали себя как верующие (61%), колеблющиеся (22%) и неверующие (17%). Большинство опрошенных (67%) уважительно относится к представителям других вероисповеданий, считая, что перед Богом все равны. 61% опрошенных отвергли возможность какого-либо ограничения прав граждан по признаку принадлежности к той или иной религии. Значительное количество опрошенных (57%) не имеют ничего против деятельности любых официально зарегистрированных религиозных объединений на территории области. Свыше половины (55%) жителей Архангельска не возражают против строительства в областном центре мечети или дацана, причем 42% считают, что строительство мечети будет способствовать консолидации мусульманской общины Архангельска и положительно скажется на межнациональных отношениях. 2/3 опрошенных считают, что религиозные объединения своей деятельностью способствуют укреплению мира и взаимопонимания между народами. 57% отметили необходимость поддержания межконфессионального мира и взаимопонимания.
Таким образом, жители Архангельской области являются продолжателями традиции взаимоуважения и толерантных отношений между последователями всех религий, что является важным вкладом в укрепление стабильности и консолидацию нашего общества.
Однако наряду с положительными моментами в складывающихся сегодня межконфессиональных отношениях имеются ряд проблем, которые могут в будущем дестабилизировать ситуацию в регионе. Они в частности нашли отражение в данных, полученных в ходе исследования, проведенного в конце 2003 - начале 2004 года. Считают, что необходимы ограничения на проживание в области лиц некоренной национальности 39% верующих (45% среди убежденных верующих). Национальная принадлежность другого человека влияет на выбор знакомств у 26% верующих, друзей - 31%, жилья - 35%; при решении вопроса о своем браке - у 31% (а у женщин 58%), браке родных - 29%.
Растет уровень «бытового» национализма, негативное отношение к «нерусским и неправославным» выразили 28% участников опроса (21% в 2001 году). Отвергли возможность брака с представителем другой национальности и религии 34%.
Опросы выявили ряд негативных тенденций общественного сознания, свидетельствующих о нарастании напряженности и конфликтности в сфере межконфессиональных отношений. 29% респондентов негативно относятся к представителям других вероисповеданий (24% в 2001). 32% заявили, что государство должно обеспечить, прежде всего, права и интересы русских и православных (26% в 2001). Отмечу, что на вопрос «Кем вы себя считаете, прежде всего?» самые популярные ответы: «самим собой» - 81% и «русским» - 87%, а «верующим» - 24% и «гражданином РФ» - 27%. У определенной части опрошенных не сложились представления о ценности прав человека. 36% отметили необходимость ограничения прав (вплоть до запрета) неправославных религиозных объединений. 17% считают необходимым и ограничения прав граждан в зависимости от их принадлежности к неправославным объединениям. 29% считают необходимым запрет на строительство в центре Архангельска неправославных культовых зданий, а 25% выражают недовольство тем, что они уже существуют. Растет популярность различных радикальных политических движений, а политический радикализм часто сочетается с религиозным. Необходимо отметить, что уровень нетерпимости к инаковерующим выше у лиц моложе 20 лет, причем последние характеризуются большим радикализмом в высказываниях. Значительно ниже уровень толерантности у лиц с образованием ниже среднего и средним, однако учащаяся молодежь также демонстрирует склонность к нетерпимости.
Говоря о религиозных предпочтениях северян необходимо отметить, что многие из тех, кто считает себя как верующими (православными) так и неверующими склонны к различного рода суевериям. При этом высокий уровень веры в гадания, колдовство, «порчу и сглаз» предполагает, как правило, положительное отношение к использованию магических средств во вред другим людям. При решении конфликтов часть людей (особенно женщин) склонна прибегать к магии как эффективному пути достижения своих целей - объявления об «устранение соперницы по фотографии и без» мы находим во многих газетах. Вера в магию имеет, например, прямое отношение к учебе: 48% школьников и 68% студентов использовали те или иные магические средства при сдаче экзаменов (данные 2004 года). Само обучение воспринимается частью молодежи как акт магии, основанный на отношениях по типу «ты мне - я тебе».
Все сказанное свидетельствует о неоднозначности процессов, протекающих в общественном сознании», о необходимости разработки и реализации программ формирования толерантного общественного сознания, учитывающих исторический опыт, многообразие традиций и реальное положение дел в регионе.
MASS-MEDIA - переменный угол отражения
Объем статьи не позволяет подробно остановиться на анализе содержания публикаций печатных СМИ, однако, можно сказать о ряде общих тенденций. Одной из них является рост количества критических статей и сообщений о религиозных меньшинствах. В целом, с середины 1990-х годов количество публикаций негативно оценивающих все неправославные религиозные объединения становиться преобладающим. Это вызывает обоснованное беспокойство у многих религиозных объединений, не согласных с формированием СМИ общественном мнении обо всех неправославных, как о «сектантах», «фанатиках» и «сатанистах».
Контент-анализ публикаций печатных СМИ и телевизионных программ в Архангельской области показал, что, типичными ошибками прессы при освещении деятельности религиозных объединений являются:
а) злоупотребление отрицательными эпитетами;
б) перенос негативных характеристик отдельных фактов на явление в целом;
в) воспроизводство слухов, домыслов под видом достоверной информации;
г) неумение и нежелание проверять достоверность получаемой информации.
Часто в прессе используется неадекватная терминология. Так, термин «секта» прочно утвердился в качестве именно негативной характеристики большинства религиозных меньшинств, при этом часто его употребление не соответствует действительности, превращаясь в терминологический ярлык, оскорбительный для религиозных чувств верующих. Все это свидетельствует о том, что большинству журналистов не хватает элементарных религиоведческих и правовых знаний.
К сожалению, последний вывод относиться и к большинству государственных и муниципальных служащих области, так или иначе занимающихся проблемами религиозных объединений. Поэтому особую актуальность приобретает не только подготовка и переподготовка кадров в сфере государственно-конфессиональных отношений, но и научно-просветительская деятельность по распространению правовых и религиоведческих знаний среди населения, что является одной из задач созданного в 1997 году отделения религиоведения гуманитарного факультета Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, а также кафедры культурологии и религиоведения. В современных условиях ученый, специалист-религиовед должен быть готов проявить гражданское мужество, отстаивая незыблемость принципов свободы совести, закрепленных в Конституции РФ.
Так востребовано ли знание о религии?
Эффективное управление процессами, происходящими в религиозной сфере жизнедеятельности общества, требует максимально полной и достоверной информации о реальном состоянии, динамике и перспективах развития религиозной ситуации и государственно-конфессиональных отношений, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Без соответствующего информационного сопровождения невозможна разработка концепции вероисповедной политики органов государственной власти, формирование и развитие нормативно-правовой базы государственно-конфессиональных отношений, создание механизма реализации государственной политики в сфере свободы совести. Недостаток информации о религиозной ситуации, ее недостоверность ведут к затягиванию реализации назревших и необходимых, а иногда к принятию неадекватных управленческих решений, что объективно способствует ее дестабилизации, порождает новые проблемы, создает «дополнительную зону уязвимости» для органов государственной власти и управления. От информационного обеспечения процесса разработки, принятия и осуществления управленческих решений во многом зависит результативность воздействия, оказываемого структурами государственного управления на религиозную жизнь общества. Информацию о состоянии религиозной ситуации позволяют получить социологические исследования. В России имеется достаточно богатый опыт социологического изучения проблем, связанных с религией и религиозной ситуацией. Однако объем, характер и качество получаемой информации во многом зависит от целей исследования и занимаемых заказчиком и исследователем мировоззренческих позиций.
Изменение научной парадигмы отечественной социологии в конце 1980-х годов, связанное с упразднением диктата партийной идеологии, признанием мировоззренческого плюрализма, отказом от диалектического материализма, как универсального, «всеобщего» метода познания социальных явлений, привело перемещению внимания большинства социологов, в том числе и занимающихся изучением религии, из сферы теоретических поисков в область эмпирических исследований. Однако утрата теоретической перспективы и акцент на прикладных исследованиях, ориентированных на элементарные, частные стороны жизни неизбежно ведет к снижению научного уровня обобщений и выводов, которые, как правило, носят первичный, эмпирический характер. Кроме того, научная ценность исследований снижается из-за использования учеными различного понятийного аппарата, что делает их результаты несопоставимыми.
В современных условиях главным заказчиком и потребителем социологической информации о религиозной ситуации заинтересованным в ее максимальной полноте и объективности должны выступать органы государственной власти и управления, поскольку именно они разрабатывают, принимают и реализуют решения в сфере управления различными сферами жизнедеятельности общества. Формулируя цели исследования, заказчик исходит из характера стоящих перед ним задач, поэтому заинтересован в том, что религиозная ситуация оценивается с точки зрения ее влияния на политическую, социально-экономическую, духовно-нравственную обстановку, с позиций реализации конституционных прав в сфере свободы совести, соответствия деятельности органов государственной власти и религиозных объединений законодательству. Главной целью является получение такой информации, которая позволяет оценить тенденции религиозной ситуации, спрогнозировать ее развитие в ближайшей перспективе, и выработать эффективную политику в религиозном вопросе, исходя из необходимости обеспечения общественного спокойствия, социальной справедливости, консолидации различных групп и слоев населения для решения ключевых задач, стоящих перед обществом на данном этапе развития.
Как правило, религиозная ситуация не бывает беспроблемной, однако степень ее сложности может быть различной. Оценка сложности религиозной ситуации зависит от неясности, неопределенности самой ситуации, вследствие неполной информированности о ней, или неразвитости, новизны, недостаточной проявленности протекающих в ней процессов. Критериями сложности религиозной ситуации выступает наличие (и количество) противоречий в религиозной сфере жизнедеятельности социума, а так же степень эффективности их разрешения органами государственной власти и управления.
Напряженность религиозной ситуации определяется, с одной стороны проблемами, связанными с внутренним, имманентным развитием религиозной ситуации, с другой стороны, с воздействием внешних обстоятельств, способствующих возникновению и обострению конфликтов. Обстоятельствами, обуславливающими напряженность религиозной ситуации изнутри, могут служить: степень удовлетворенности (неудовлетворенности) верующих и их объединений реализацией, обеспечением и защитой их прав и интересов; нестабильность и неурегулированность межконфессиональных отношениях; наличие противоречий и конфликтов внутри религиозных объединений. К внешним обстоятельствам, способствующим обострению напряженности религиозной ситуации можно отнести: состояние государственно-конфессиональных отношений, связанное с реализацией органами государственной власти и местного самоуправления, законодательно закрепленных принципов и норм в сфере свободы совести, степень взаимного доверия, лояльности, законопослушности религиозных объединений; состояние общественного мнения в отношении религии, его адекватное (неадекватное) выражение средствами массовой информации; наличие конфликтов между верующими и неверующими; характер и интенсивность миссионерской деятельности иностранных религиозных организаций.
Таким образом, исследование религиозной ситуации, ее всесторонний и объективный анализ и оценка могут служить основой для информационного обеспечения государственно-конфессиональных отношений, для реализации принципов вероисповедной политики государства в практической деятельности органов власти и управления. Особенную актуальность эти приобретают исследования религиозной ситуации в регионах, поскольку именно на этом уровне проявляется специфика государственно-конфессиональных отношений, обусловленная культурно-историческими и этноконфессиональными различиями субъектов Российской Федерации.
Фото Н.Гернета