Ещё хочу заранее возразить поклонникам моей авторской
рубрики КиноЧерток - к написанию данного материала меня подтолкнула отнюдь не
зависть к профессиональным достижениям Андрея Сергеевича. Ибо нет ничего более
бессмысленного, чем завидовать чужому таланту. Если кто ещё не в курсе - Андрон
Михалков-Кончаловский (так он тогда именовался в паспорте и писался в титрах)
ещё в начале 60-х был соавтором сценариев у своего тёзки и сокурсника
Тарковского на «Ивановом детстве» и «Андрее Рублёве» (в последнем случае снял
своё имя из списка создателей в знак несогласия с изменением концепции
первоначального варианта). Куда уж выше... Кому можно было бы позавидовать, так
это судьбе Андрея Ермаша, сына всесильного председателя Госкино Филиппа Тимофеевича.
Одутловатый недоросль-переросток, не имеющий за душой ничего, кроме десятилетки
(тот же Кончаловский до ВГИКа учился в консерватории), почти сразу после
диплома получил постановку «полного метра» на «Мосфильме». Я отработал на этой
«Лунной радуге» одну смену... за девять часов режиссёр-постановщик лишь один раз
обратился к артистам - «в камеру не смотрите», остальное за него делал
оператор. Ну, чем не сказка про Иванушку-дурачка и щуку-волшебницу? Всё, кроме
концовки - что стало с Андреем после смерти папы, не знает даже вездесущая
Википедия. Так что завидовать никому никогда не стоит...
Но вернёмся к Кончаловскому. Андрон (так мне привычнее)
всегда выделялся тем, что мог удачно (или не очень) экспериментировать в любом
жанре, в любой эстетике. Если свой дебютный полнометражный фильм «Первый
учитель» он снял в аскетичной, графической манере, сразу заставив говорить о
себе, как об «итальянце» в советском кинематографе (имеется в виду период
итальянского неореализма), то «Дворянское гнездо» и «Дядя Ваня» были полны
цвета, вальяжности и генетического барства их автора.
Но между этими лентами была «История Аси Клячкиной, которая
любила-любила, да не вышла замуж». Рабочее название картины «Асино счастье»,
как бы говорящее, что счастье бывает разное, в том числе и женское, часто
одинокое, а не только коллективно-колхозное, как нам старательно объясняли в те
годы. Фильм о любви кроткой, нежной и гордой Аси-хромоножки к непутёвому шоферу
Степану, которого, вроде, всё устраивало до того момента, пока нескладная
подруга не забеременила. Ну и отношение «добрых» сельчан к нарушительнице
морали строителей коммунизма.
Фильм сначала почикали ножницы цензора, а потом вообще
надолго положили «на полку». Главным гонителем «Аси-хромоножки» стал тогдашний
министр сельского хозяйства, углядевший в картине плохо скрытый поклёп на всю
коллективизацию страны. Хотя в этом фильме нет ни мата, ни беспробудного
пьянства, ни опорожнения в туалеты прямого падения, этого вечного позора заМКАДной
России, благополучно дожившего до наших дней. А есть героиня - хромая святая, так непохожая на шумных и дородных колхозниц, сыгранных
Мордюковой, есть горбун-председатель, есть беспалый бригадир, рассказывающий о
своей жизни, в том числе о годах, проведённых в ГУЛАГе. Фильм же снят в 1966
году, это был чёткий сигнал, что «хрущёвская оттепель» канула в лету, как
разжалованный генсек на персональную дачу. Но, главное, в фильме был народ,
озлобившийся от жизни, которую ведёт. Чувство безысходности, духоты, льющееся с
экрана, не скрасили ни танки, иногда заезжавшие на колхозное поле, ни военные
самолёты, иногда пролетавшие в кадре, что могло создать иллюзию стабильности
бытия и защищённости от внешних врагов. Однако не создало, это чиновники быстро
просекли, и фильм признали «несвоевременным».
В другом случае
закрыли бы и режиссёра, как минимум, отлучили от кино, но только не сына автора
гимна. Андрон продолжал экспериментировать со стилями и жанрами до того
момента, пока ему стало тесно в границах родного государства. Говорю это не с
осуждением, а констатирую, как факт биографии. Тем более что старший сын
депутата Верховного совета СССР Сергея Михалкова не эмигрировал на Запад, а,
как бы, отправился в длительную творческую командировку с возможностью в любой
момент вернуться. Иначе бы его папе пришлось распрощаться с некоторыми важными
постами и миллионными тиражами собственных книг, так в то время было положено.
Американский период
творчества Кончаловского пропущу, как описанный-переписанный до меня и без меня.
В новую Россию Андрон возвращался триумфатором, как единственный из советских,
сделавших себе хоть какое-то более-менее узнаваемое имя в Голливуде. Но там он
так и не поднялся выше второго, а то и третьего «эшелона» режиссуры, продюсеры
с деньгами в руках в очередь к нему точно не вставали. Унаследовав от батюшки
творческую спесь, автор симпатичного боевика «Танго и Кэш» решил стать первым
на своей перестроечной родине, неплохо стартовав с актуальной в те годы
«сталинской» темой (к/ф «Ближний круг»). Ну, а потом решил снять (на
французские деньги) продолжение «Аси-хромоножки». На этот раз в
абсурдистко-комедийном жанре, получился жёсткий памфлет на тему перестроечной
деревни.
Знаю, что Андрон до
сих пор удивляется, почему Ия Савина резко отказалась сниматься в продолжение
реабилитированной ленты. Есть версия, что уже в сценарии она узрела «поклёп на
русскую деревню». Я же думаю, тут дело в другом (клала Ия с прибором на такие
сантименты) - актриса просто не смогла бы сыграть новую Асю. Если её первая Ася - идеализированная,
нежная, чудная, то вторая, Ирины Чуриковой - сварливая баба в очках, с
папиросой, слюняво пересчитывающая деньги, да вдобавок коммунистка-алкоголичка.
А какой ещё она могла стать, ведь минуло больше 25 лет! По этой Асе словно
танком прошла жизнь. Теперь она может за себя постоять в любой ситуации. Даже
когда в её доме появляется курица с золотым яйцом и вся деревня из чувства
зависти готова эту курицу раздавить. Фильм опять обвиняли в поклёпе, только
теперь не власти, а зрители. Мне он тоже не кажется удачным с художественной
точки зрения. Но только не с социальной, тут я Кончаловскому сочувствую
безмерно. Мне тоже казалось, что дай нашим крестьянам волю, в смысле свободу
предпринимательства, и они тут же всю Россию обустроят-запашут-засеют, а в конце
поднимут с колен. Ан нет, ничего подобного не случилось, большинство готово
работать исключительно по КЗОТу и за трудодни, колхозники так и не переродились
обратно в земледельцев, тем более, не стали цивилизованными фермерами. Что
касается последних, то среди них чаще добиваются успеха те, кто переехал из
города в деревню, такой парадокс.
Конечно, бывают удачи на вроде той хрестоматийной щуки или
скатерти-самобранке. Плавая с камерой по Енисею в 92-м, мне довелось побывать в
таёжных деревнях, где в каждой избе стояла японская видеодвойка фирмы Sony (это в то время!), а
посреди посёлка красовалась огромная спутниковая тарелка. Чудо объяснялось
просто - незадолго до этого здесь причалил туристический кораблик с японцами,
которые по бартеру скупали собольи шкурки, пока их местная красноярская братва
не погнала пинками. И закусывали в той деревне спирт «Ройяль» (помните такой?)
чёрной икрой, намазывая её на ломти солёной осетрины. Не от крутости своей, но
лишь потому, что с хлебом там постоянные перебои, а ставить собственную пекарню
мужикам в лом, всё тот же «Ройяль» мешает. Как напьются, ругают нынешнюю власть
и плачут по советской.
Вот об этом была «Курочка Ряба», если мне она не понравилась
примитивностью и дидактичностью, то Канны ей аплодировали стоя (так говорят). Ну,
и настало время заканчивать трилогию о русской деревне...
Почему сейчас настало? Поясняю - в 2010 году Андрей
Кончаловский выпустил фильм «Щелкунчик и Крысиный король». Мега-дорогой в
производстве, что-то около 90 млн. долларов, в прокате же собрал меньше
половины. В этот раз деньги давал наш родной Внешэкономбанк. Но не волнуйтесь
за автора, жутких коллекторов с паяльниками-утюгами к нему не послали, ибо
Андрон осенён дружбой с самим президентом Путиным. Своей или братца Никиты, не
суть важно, их всех за одним столом в родовой усадьбе Михалковых как-то
показывали по телевизору. Но, если голову не оторвали, это совсем не значит,
что ещё раз дадут деньги на проект. В этой ситуации лучше рассчитывать на
западных инвесторов, наши ушлыми стали. А этим подавай фестивальный успех и
интригу с именем режиссёра. Надо? Получите...
О чём говорится в «Белых ночах» понять несложно уже по трейлеру
к картине. Некий почтальон, сыгравший сам себя, является единственным связующим
звеном между умирающими деревнями и большим миром. Патриархальная жизнь, ещё
скуднее на события, чем у героев «Аси-хромоножки», на фоне красот
архангельского Кенозерья. Жизнь, зависящая от того, будет работать старенький
подвесной мотор у лодки, или издох окончательно. Закопченное зеркальце у
знакомого по дачному детству рукомойника с пипкой, сразу понятно, какие в этой
местности туалеты. Ракетоносители, взмывающие с космодрома «Плесецк» и
заменившие в плане безопасности военные самолёты в «Асе» (если не секунду
забыть о капающем с неба гептиле). Жена почтальона, внешне похожая на
озёрно-городскую нимфу, из тех, которые в жизни к таким Алексеям Тряпицынам
даже близко не подходят. «Сто лет одиночества» в естественных декорациях
Поморья... покойный Габриэль Гарсия Маркес тоже реализмом не грешил.
Всё бы ничего, если в своих комментариях режиссёр не
углубился в дебри поиска загадочной русской души и прелести единения с
природой. У меня это ни грамма умиления не вызывает. И Андрон, и автор этой
статьи видели совсем иную жизнь глубинки.
Первые три месяца в Америке я провёл в настоящей деревне
Эгвам (штата Массачусетс). Две улица (длинные) с частными домами. Никакого
производства, вся работа в близлежащих городах. Две автозаправки на въезде и
выезде, рядом с одной огромное поле с подержанными авто под продажу. Один
супермаркет (жрачка) и один K-mart (шмотьё). Китайский ресторан и два бара.
Небольшой боулинг. Видеопрокат. А вот кинотеатра нет, один мультиплекс на
несколько деревень расположен в большом торговом центре, стоящем на трассе. И
нет своего «Макдональдса», стопроцентный показатель низкой перспективности
данного населённого пункта.
Но в каждом доме по телефону, причём на каждом этаже
отдельный номер. По несколько авто во дворе (на каждого взрослого члена семьи,
плюс мини-вен для совместных вылазок, плюс «трак» для мелких грузовых
перевозок). Качество деревенских дорог такое, что центр Москвы обзавидуется.
Это я описал состояние на весну 1990 года, не думаю, что за четверть века там
что-нибудь испортилось или отстало от прогресса.
Всё это должен знать Андрей Кончаловский ещё лучше меня,
однако он предпочитает умиляться российской отсталостью, подменяя её понятием
«патриархальность». Соль же земли он видит в мате, льющемся из уст героя в
самом начале ленты (уберите детей от экрана), и в беспробудном пьянстве
некоторых персонажей. Всё это я прочитал в его интервью, так что претензии к
Андрону. Эстет с Николиной горы умиляется тем, чем в других странах принято стыдиться,
но так же гордился его младший братец в «Сибирском цирюльнике»...
Впрочем, изначально глупо было бы ждать от потомка столбовых
бояр Кончаловских (не зря же Андрон в своё время убрал из фамилии Михалков-
из-за худородности) понимания и сочувствия беде русского мужика, которого даже
предки режиссёра наблюдали исключительно с веранды собственной усадьбы. Но
тогда и не становись певцом деревенской патриархальности, как этого не делает
ни Тарантино, ни Форман, ни Вайда, ни Вендерс, снимая фильмы о том, что знают и
понимают.
Другое дело, если это такая игра. Не так давно, когда только
заговорили об участие «Белых ночей» в Венецианском кинофестивале, Кончаловский
разразился в своём интернет-блоге обличительной статьёй по поводу сегодняшней
России. Вот выдержка из неё: ...Россия по
многим показателям находится не в Европе и даже не в Азии: по уровню коррупции,
по продолжительности жизни, по уровню инвестиций в науку и тому подобному мы -
в Африке! Я даже больше скажу - это не нам надо обижаться за такое сравнение, а
африканцам! У африканцев есть объяснение своей отсталости: их четыре века
нещадно эксплуатировали и уничтожали «пришельцы» - расисты и колонизаторы, а
нас, русских, последние четыре века кто колонизировал, кто гнобил нас, кроме
нас самих? И дальше по нарастанию обличительного пафоса, куда как круче
того же Макаревича. И никто Кончаловского в нацпредатели не записывает, по НТВ
не костит. Наоборот, министр культуры РФ купается вместе с ним в лучах фестивальной славы, и обещает матерящемуся
почтальону самый широкий кинопрокат из имеющихся под рукой. Ну, а в остальном
подлунном мире Андрон подтвердил свою репутацию оппозиционера, что в конкретной
политической обстановке обязательно благотворно повлияет на продаже ленты за
рубежом. Вдобавок в интервью на закрытие кинофестиваля он расслабился, стал
собой и ненароком сравнил героев своей картины с экзотическими зверями, которым
неуютно в цивилизованном обществе, произведя фурор в зарубежной прессе. Но из
россиян, если кто и обратил на скандальность формулировки внимание, так только журналисты. Да и то те, кто не хотел
умиляться отношениям барина к своей челяди.
Однако фильм я обязательно посмотрю и, скорее всего, напишу к нему рецензию. Не исключая, что хвалебную. Одно дело - кино,и совсем другое - то, что вокруг него происходит...
Леонид Черток
.
Кто из нас любит смотреть фильмы. Кому нравится посещать театры. А кому-то нравятся комиксы и главные герои. Воспользовавшись ссылкой http://maskhunters.ru/maski/maska-zheleznogo-cheloveka, Вашему вниманию будет представлена информация по изготовлению маски железного человека своими руками. Заходиет и делайте.