По версии следствия, эти деньги были частью взятки в 1,5 миллиона долларов, которую вымогали у компании Чахмахчян и его сообщники.
Сенатор от Калмыкии Левон Чахмахчян был впервые задержан 2 июня 2006 года в офисе компании "Трансаэро" вместе с Игорем Арушановым, бухгалтером Ассоциации российско-армянского делового сотрудничества, вице-президентом которой являлся сам сенатор. Как следует из материалов дела, у мужчин изъяли чемодан с 300 тысячами долларов.
В тот же день в рамках этого дела был задержан зять Чахмахчяна, заместитель аудитора Счетной палаты Армен Оганесян.
По версии следствия, ситуация выглядела следующим образом. Чахмахчян с сообщниками требовали у руководства "Трансаэро" 1,5 миллиона долларов в обмен на то, чтобы уладить недоразумения между авиакомпанией и Счетной палатой, проводившей там проверку. Об этом стало известно ФСБ, и сотрудники ведомства задержали сенатора и бухгалтера у кабинета председателя совета директоров "Трансаэро" Александра Плешакова, откуда те вышли с чемоданом, в котором лежала часть взятки.
По версии Чахмахчяна, он пришел к Плешакову по его приглашению. Целью визита было обсудить вступление "Трансаэро" в Ассоциацию российско-армянского делового сотрудничества. Чахмахчян не отрицал, что Плешаков пожаловался ему на необъективность доклада, составленного Счетной палатой (там якобы содержались данные о недоплаченных в казну таможенных платежах), и попросил разобраться в ситуации.
Что касается чемодана с деньгами, то сенатор рассказал, что видел его в кабинете Плешакова, однако в руки не брал и о его содержимом ничего не знал. Чахмахчян неоднократно заявлял, что на чемодане не было обнаружено отпечатков пальцев ни его, ни Арушанова.
Вскоре после задержания Чахмахчян был отпущен, поскольку обладал сенаторской неприкосновенностью. Остальных двух фигурантов этого дела арестовали. СМИ сообщали, что сотрудник Счетной палаты Оганесян давно находился в разработке ФСБ по подозрению в коррупции. Тогда же глава палаты Сергей Степашин заявлял, что в его ведомстве проводится расследование в отношении ряда сотрудников, которые за взятки изымают из отчетов о проверке различных компаний некоторые сведения.
Хотя сначала Чахмахчана отпустили, избежать уголовного преследования ему не удалось. Уже в июне 2006 года его полномочия в качестве сенатора были прекращены по представлению спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Соответственно, Чахмахчян был лишен неприкосновенности.
После всех этих событий бывший сенатор лег в больницу, откуда ему пришлось выйти в феврале 2007 года, чтобы отправиться на допрос в Генпрокуратуру. После допроса Чахмахчян был арестован и отправлен в СИЗО.
Процесс над бывшим сенатором примечателен по меньшей мере двумя обстоятельствами. Во-первых, заседания проходили в закрытом режиме. Причиной такого решения называлось то, что в материалах дела есть документы, содержащие государственную тайну. Во-вторых, проводились заседания в здании СИЗО "Лефортово", где содержался Чахмахчян. Это объяснялось плохим самочувствием подсудимого (в изоляторе, в отличие от здания суда, всегда дежурит врач).
17 июля суд признал Чахмахчяна, Оганесяна и Арушанова виновными по статье 159 УК (мошенничество) и приговорил их к девяти, восьми и семи годам лишения свободы соответственно. Таким образом, суд практически полностью удовлетворил требования гособвинителя (с тем лишь различием, что для бывшего сенатора прокуроры просили девять с половиной лет).
Комментируя газете "Ведомости" приговор бывшему сенатору, известный московский адвокат Игорь Яртых назвал решение суда не мягким. По мнению юриста, этот приговор является "первой ласточкой" антикоррупционной политики президента Дмитрия Медведева. Впрочем, версия довольно странная, учитывая, что в то время, когда на Чахмахчяна завели дело и лишили его неприкосновенности, Медведев не был главой государства, да и борьбой с коррупцией не занимался.
P.S. Кстати, Следственный комитет при прокуратуре РФ продолжает расследование в отношении бывшего адвоката Чахмахчяна. В июле 2007 года было возбуждено уголовное дело против Бориса Кузнецова, который представлял интересы бывшего сенатора. Юриста обвинили в разглашении государственной тайны. Поводом стало то, что Кузнецов, знакомясь с материалами дела своего подзащитного, сфотографировал секретный документ.
Речь в документе шла о прослушивании телефонных переговоров Чахмахчяна в то время, когда он еще был сенатором. Эту фотографию адвокат приложил к жалобе на незаконность такого прослушивания, направленной в Конституционный суд. После возбуждения дела о разглашении гостайны Кузнецов уехал из РФ и в феврале 2008 года получил политическое убежище в США.
Источник: http://www.lenta.ru/articles/2008/07/17/chakhmakhchan/