Как всегда бывает в подобных случаях, версий о причинах трагедии несть числа. Официальные лица уже предупредили журналистов обуздать свои творческие фантазии. Но поводов для детективных расследований более чем достаточно.
Фатальная случайность, что тем самым бортом летел на соревнования по самбо Геннадий Трошев. Генерал армии и Герой России, особо отличившийся в Чечне. К сожалению, судьба непредсказуема, человек чудом выживает в кровавой мясорубке, а потом «поскальзывается» буквально на ровном месте. Это и называется - РОК. Или вспомним, как в тех же авиакатастрофах погибли в полном составе две футбольные команды высшей лиги - «Пахтакор» и ЦСКА ВВС. И никому даже в голову не пришло искать в трагедиях происки спортивных конкурентов.
Но в данном случае сразу возникают подозрения в терроризме, мол, ваххабиты отомстили генералу за прошлое. Хотя президент Чечни Рамзан Кадыров уже на следующий день после катастрофы заявил, что именем Трошева будет названа одна из улиц Грозного. Ну и что, это он следы запутывают - считают наши доморощенные «юлианы семеновы» и «артемы боровики». К тому же генерал в последние годы был советником самого президента РФ, и много мог чего знать такого.... Не спорю, только слишком уж сложная схема ликвидации неугодного, заложить тротил в персональную машину намного проще, чем в воздушный борт, или выцеливать его из ПЗРК в кустах под Пермью. Догадываюсь, как после этих слов меня кинуться опровергать наши местные «знатоки» в области антитеррора. Что ж, послушаем, люблю сказки на ночь. Удивляюсь, что еще не найдены «грузинский след», происки НАТО или воздушный конфликт с НЛО, с них станется...
Специалисты-взрывотехники очень быстро отвергли версию теракта. Поэтому не замедлил появиться «человеческий фактор». Мол, в кабине пилота был кто-то лишний, чуть ли не сам генерал, я читал где-то такую гипотезу. То есть, военный человек, Герой России, принял на грудь лишку и попросил порулить при посадке, преподать мастер-класс? Ну, не бред?! А тут еще диспетчер пермского аэропорта заявляет, что командир борта в радио эфире вел себя «неадекватно». Что сие значит, сел в нетрезвом состоянии за штурвал? Человек в солидном возрасте, у которого только что родился поздний ребенок. Да ты при подобных жизненных обстоятельствах начинаешь по-особому ценить жизнь. Десять раз соломки подложишь, по себе знал, сам шесть лет назад находился в подобном положении. И если была какая-то сумбурность в речи пилота, то она, скорее, связана с неуправляемостью воздушного судна. Опытные летчики знает, чем такие неисправности заканчиваются. И вообще, они ГЕРОИ с большой буквы. Самолет рухнул в безлюдном месте, на земле все живы, «а город подумал - ученья идут». Может, это и не совсем так, но именно в такой вариант развития событий мы хотим, и будем верить. Много ли у нас архангельских героев?
Самой реальной мне представляется версия о технических нарушениях в эксплуатации самолета. Прошла информация, что топливные баки были залиты под завязку, именно по этой причине лайнер взорвался при столкновении с землей. Что ж, вполне возможно его и заправили сразу в оба конца, учитывая всероссийский бардак с авиационным керосином. Однако странно, подобная предусмотрительность более характерна для финансово стабильных компаний, чего никак не скажешь об «Аэрофлот-Норд». Да и первопричина катастрофы в любом случае остается за неисправностями летной техники.
Ладно, оставим, автор не специалист в технических вопросах, ответ мы рано или поздно получим от экспертов. Зато я кое-что понимаю в человеческом факторе. В том, что остался на земле...
В августе месяце на нашем сайте было размещено несколько материалов, касающихся, мягко говоря, непростого положения в архангельской авиакомпании «Аэрофлот-Норд». Никаких детективных расследований или инсайдерской информации, обычный анализ слов, произнесенных руководителями компании на официальной пресс-конференции. Впечатление от них было грустное, главный авиаперевозчик Северо-Запада на глазах становился «планово-убыточным» предприятием. А как еще расценить слова генерального директора «Аэрофлот-Норд» Владимира Коротяева о том, что заранее запланированные на первое полугодие убытки в размере 80 млн. рублей в реальности превышены в два раза, и к концу года могут достигнуть 600 миллионов? Дело не только в сумасшедшем росте цен на керосин, это беда всех перевозчиков без исключения, включая именитые зарубежные компании, но и огромных суммах за растаможку летающего «вторсырья». К тому же широко разрекламированного в СМИ, как панацею для потенциальных авиапассажиров.
Мы эти Боинги тогда обозвали «воздушными корытами с Запада», чем навлекли на свою голову гнев высокого начальства. С того момента менеджмент компании за глаза стал называть «Руснорд» «наши враги». А ведь только хотели предупредить о возможных опасностях при использовании в воздухе техники, бывшей в употреблении, и даже не были в курсе, что она уже долгие годы не имеет никакого отношения к Западу.
Сегодня из официальных источников известно, что упавший «Бинг» в течение 16 лет эксплуатировался на китайских авиалиниях. Страна эта до крайности перенаселенная, ничего удивительного нет в том, что в ней не слишком высоко ценится безопасность собственных граждан. Китай только внешне кажется богатым, внутри него экономят на всем. Поэтому логично предположить, что из новенькой иностранной техники там выжимается все возможное при минимальных затратах на профилактику.
А еще китайцы всемирно известные мастера подделок, которые внешне сложно отличить от оригиналов. Вот только эти «Гуччи» и «Габаны», при всем внешнем великолепии, частенько безнадежно садятся и линяют после двух-трех стирок. Мне, например, несложно представить, как изношенные детали летательного аппарата не заказывались на американских заводах-производителях, а вытачивались в ангаре под Шанхаем при помощи обычного напильника и их китайской матери. Мастерство же этих «кулибиных» рассчитано на то, что при предпродажной демонстрации и в первые месяцы эксплуатации все выглядит, как родное. Уверен, каждый читатель не раз лично сталкивался с подобным эффектом.
Почему покупатели от «Аэрофлот-Норд» отдали предпочтение именно аппарату из Китая, а, например, не из Швейцарии или Австрии? Скорее всего, из-за низкой цены, которая в итоге оказалась непомерно высокой, другого объяснения подобному выбору я не нахожу. Или понадеялись на русский «авось», или забыли поговорку: «мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи»...
Хотя, может быть, случившаяся трагедия все-таки относится к фатальному невезению, и нет в ней прямой вины руководства авиакомпании? Не исключено, и в этом случае достойно простого человеческого сочувствия. Но надо и самим оставаться ЛЮДЬМИ.
Вчера вся Россия скорбела по погибшим. Не по распоряжению сверху, по совести, официально траур объявлен только в Перми и это мне не очень понятно. По телевидению проскочила информация, что общенациональный траур по неписанным законам объявляется при определенном количестве жертв. Сколько же не хватило, 12-ти или 62-х? На мой взгляд, в подобном регламенте есть изрядная доля чиновничьего цинизма.
Однако президент Дмитрий Медведев все воскресенье разбирался с последствиями катастрофы, безнадежно испортившей его собственный день рождения. Наш губернатор Илья Михальчук сказал проникновенные слова о погибших, говорю это без доли иронии. Опять мне кажется, что этого мало. Да простит Илья Филиппович такую дерзость, но я бы на его месте объявил траур и в Архангельской области. Наша авиакомпания выполняла этот злополучный рейс, наш экипаж погиб, а название области в очередной раз прозвучало в федеральном эфире в тревожном контексте. Думаю, этим самым, мы сняли бы с себя какую-то долю моральной вины за случившееся, на душе бы легче стало.
Так вот, три последних дня руководство компании «Аэрофлот-Норд» занимается отбеливанием собственного имени. Особый упор делается на Интернет-форумы, там собираются наиболее продвинутые люди с собственными блоггами, которые делают их полноправными распространителями информации. Выдвигаются любые версии, кроме собственной вины. Хорошо еще, что «Ю-Тэйр» пока не догадались заподозрить в «недобросовестной конкуренции»...
Особенно меня покоробило заявление пресс-секретаря компании Антона Попова в ответ на запрещение головного «Аэрофлота» использовать свое имя в названии архангельских авиаперевозчиков: «Летали, летаем, и будем летать!». И уточнение - это наши корпоративные разборки, милые бранятся, только тешатся. Типа, а не пошли бы вы все на..., и московские коллеги, и местные пассажиры.
Наверное, «Аэрофлот» действительно погорячился, сразу открестившись от проблемной «дочурки». Но о таком исходе я предупреждал месяц назад в Итогах недели от 10 августа, последний материал выпуска «Пассажирские понятия». Такой бренд дорого стоит, он незыблем как «Сбербанк», которому не страшны никакие дефолты. Гарантия безопасности, вдолбленная в наши головы с детства, к аэрофлотовским кассам руки с деньгами сами тянутся. И, при наличии конкуренции в небе, отзыв этого имени означает форменную финансовую катастрофу.
Поэтому руководство «Норда» всего лишь изменило две латинских буквы в коде своих рейсов, на них мало кто обращает внимание. Конечно, летать меньше не станут, а там неизвестно, чем экспертиза кончится. Но вот как жить со всем этим?
Сегодня я еще раз заглянул на официальный сайт архангельской авиакомпании - http://www.aeroflot-nord.ru/. Все как обычно, будто ничего не случилось. Отчеты о об успешной работе, адреса авиакасс, подарочные бонусы и праздничные скидки, прочая завлекаловка. Только в разделе новости я нашел краткую констатацию случившегося, с общим рефреном: «Аэрофлот-Норд» работает в штатном режиме». Хорошо еще, что нашли на не главной странице сайта свободное место и отдали дань своим погибшим сотрудниками, как профессионалам. А где же траурные портреты, которые вчера весь день показывала ГТРК «Поморье»? Где соболезнования родным и близким покойных, и просто человеческое «простите, если что не так»? Где, хотя бы, фамилии и имена погибших? Если в этом «Норде» так относятся к своим безвременно ушедшим сотрудникам, представляю, какое там отношение к нам, пока еще живым пассажирам.
Понимаю, в стране глубокий кризис в авиапромышленности. В отсутствии собственных новеньких «ТУ» приходится выбирать потрепанные «иномарки». Но налицо еще один кризис - кризис совести некоторых отечественных авиаперевозчиков. Кто скажет, какой из этих двух более глубок и опасен для жизни?
Леонид Черток