Первый вице-премьер Игорь Шувалов официально объявил о снятии государством эмбарго на предварительное информирование СМИ об обсуждаемых правительством мерах антикризисной поддержки экономики. В ходе более чем часовой пресс-конференции по этому вопросу, которые он пообещал сделать регулярными, господин Шувалов официально подтвердил обсуждение Белым домом и Кремлем одной из крайних мер поддержки экономики - частичной национализации. По словам первого вице-премьера, правительство не ставит себе задачи долговременно присутствовать как акционер в капиталах компаний, которые могут поддерживаться таким образом. Тем не менее возможен выкуп государством привилегированных акций и конвертируемых облигаций российских компаний. Игорь Шувалов пояснил, что эта мера может быть применена к компаниям, для которых неактуально замещение через Внешэкономбанк кредитов иностранных банков, на что ЦБ выделяет ВЭБу $50 млрд.
Термина "национализация" чиновник тщательно избегал, тем не менее речь идет именно о ее мягкой форме, реализуемой в странах ЕС. Так, в рамках такой операции швейцарская банковская группа UBS в октябре выпустила конвертируемые облигации на сумму $6 млрд, которыми было оплачено увеличение капитала группы властями страны, технически планы частичной национализации банковской сферы Великобритании реализуется так же. Ранее о возможности временного вхождения в капитал компаний, находящихся в кризисе, заявлял лишь вице-премьер Сергей Иванов - 17 октября он пояснил, что государство готово "по обоюдному согласию" выкупать акции высокотехнологичных компаний и предприятий ВПК у частных владельцев. Господин Шувалов, в свою очередь, не назвал потенциальные объекты "мягкой национализации", но также подчеркнул, что эти меры Белый дом обсуждает не по своей инициативе, а по предложениям их владельцев.
В настоящий момент конвертируемые облигации - малопопулярный инструмент на российском финансовом рынке. По данным Cbonds.ru, крупнейшими выпусками таких бумаг на рынке являются эмиссии "Роснефти" на $790 млн (формальный эмитент - DrKW, конвертация в ADR "Роснефти", срок погашения - 2009 год) и "Мечела" на $150 млн (формальный эмитент - UBS, конвертация в GDR "Мечела", срок погашения - также 2009 год). Сам по себе выкуп уже существующих привилегированных акций компаний вряд ли чем-то им поможет. Тем не менее размещениями новых эмиссий этих инструментов государство может обеспечить решение проблем любой компании, которая согласилась на его помощь, реструктурировав свои долги. Речь не идет о программах выкупа ВЭБом акций эмитентов с рынка на 175 млрд - на выкуп привилегированных акций и конвертируемых бондов пока ничего не заложено в бюджетах государства и ВЭБа.
Господин Шувалов в этом контексте впервые заявил о том, что Белый дом осознает проблему moral hazard - роста риска снижения ответственности менеджмента компании, которую правительство спасает таким образом. Первый вице-премьер пообещал решить проблему ростом госконтроля, но не вхождением представителей государства в менеджмент. "Мы туда как менеджеры не пойдем, хуже менеджеров, чем мы, нет",- констатировал замглавы правительства. Конечного решения по использованию инструментов национализации, сказал Игорь Шувалов, нет, "сейчас надо все эти решения сбалансировать".
Экономистам инвестбанков применение государством "европейского" инструментария поддержки не слишком нравится. Юлия Цепляева из Merrill Lynch заявила "Коммерсанту", комментируя идею: "Мне нравится план спасения правительства. В нем, конечно, много спорных моментов, но главное, что он ориентируется на кредит, а не заход в капитал компании. Всякие прямые покупки акций мне не нравятся. Сейчас, под шумок будут возникать подобные идеи, а у государства всегда есть соблазн что-то "попилить". Мне эта идея не нравится, лучше давать деньги в виде кредитов". А Владимир Тихомиров из "Уралсиба" поясняет: "Акции можно выкупать напрямую с рынка, а можно кредитовать под залог акций и облигаций. Действия на открытом рынке в сегодняшних условиях могут дать только краткосрочный эффект и привести к еще большей волатильности рынка. Более того, покупка акций на открытом рынке ставит под серьезный риск устойчивость государственных финансов и может послужить толчком к пересмотру кредитных рейтингов".
Отметим, желание Белого дома напрямую и в очень мягкой форме спасать компании, которым не в силах помочь даже ВЭБ, контрастирует с постоянно ужесточающимся порядком предоставления помощи самим ВЭБом. Так, вчера Банк развития - ВЭБ разместил на своем сайте порядок предоставления субординированных кредитов коммерческим банкам. Сумма кредита ВЭБа не должна превышать 15% от величины собственных средств (капитала) заемщика, рассчитанной на 1 октября 2008 года, и 100% от общей суммы средств, полученных заемщиком после этой даты от третьих лиц. Однако за это банку-заемщику придется согласовывать с ВЭБом практически все свои действия - в частности, предоставление своим акционерам кредитов в размере более 1% от суммы собственных средств (капитала), а также всех сделок в размере более 5% от этой суммы. Согласованию с ВЭБом также подлежат все изменения в составе конечных владельцев более 5% уставного капитала банка. "В случае необходимости" ВЭБ может потребовать включить своих представителей (а также кандидатов, рекомендованных наблюдательным советом Банка развития) в органы управления заемщика.
Условия аналогичны и для спасаемых ВЭБом небанковских структур. Очевидно, что инициатива Белого дома по "мягкой национализации" компаний в щадящем режиме многим клиентам ВЭБа покажется более привлекательной. Однако пока неизвестна ни сумма, которую Белый дом может потратить на такие мероприятия, ни их источник, ни формальные и неформальные правила предоставления такой помощи.