В Лондоне на здании Sсоtland Yard установлена крупная надпись - WELLCOME! Она всем понятна и отражает в целом позитивные отношения полиции и общества в современной Британии. Есть в этих отношениях и специфически национальный компонент. После распада Британской империи в Англию, особенно в Лондон, стали приезжать многие жители Индии, среди которых особенно выделялись сикхи.
Наверное, нам сикхи памятны прежде всего по прекрасному роману Жуля Верна «Десять тысяч лье под водой» и фильму «Капитан Немо». Многие выходы из Индии, живущие в Туманном Альбионе, не знают английского, и учить его решительно не собираются. Общины, говорящие на хинди, урду, дравидийском и других языках Индии, часто живут компактно и даже замкнуто, соблюдая обычаи и традиции своего народа. При этом такие группы часто с недоверием относятся и относятся к белым полицейским - англосаксам и не вступают с ними в сотрудничество.
Хотя бывали яркие случаи, когда намерение к такому сотрудничеству имеется, но ему мешает несовпадение этнических норм поведения. Иногда это приводит к забавным результатам.
Приведу конкретный пример. Когда вьетнамский юноша беседует со старшим и уважаемым человеком, то он, как правило, делает шаг назад, склоняет голову и смотрит в землю. Пожилой вьетнамец воспринимает это адекватно, как знак внимания и почтения. Но совсем по - другому это первоначально воспринимали лондонские полицейские. Они думали, что вьетнамские ребята, не желающие смотреть в глаза, что-то скрывают, пытаются уйти от ответов на вопросы. Но вернемся к индусам и сикхам. В сегодняшнем Лондоне вполне можно увидеть такую экзотическую картинку: полисмен в традиционной форме и с чалмой на голове. Это английский полицейский индийского происхождения. Приглашение в Sсоtland Yard таких сотрудников обусловлено тем, что к землякам (в широком смысле слова) , как показывает практика, уровень в национальных общинах достаточно высок.
Отнюдь не случайно поэтому и то, что все лондонские полицейские в обязательном порядке сдают экзамен по этнографии города, без которого они не получат сертификат. То же самое наблюдается в американском Лос - Анджелесе (кстати, название этого города - своего рода аналог нашему Архангельску).
Еще в 70-80 -ые годы в США была довольна распространена теория «плавильного котла», согласно которой происходит определенная унификация, или сближение разных народов и групп на основании английского языка, англосаксонских норм поведения и протестантского вероисповедания.
Но уже лет 15 назад американские ученые, а затем и власти стали понимать, что «плавильный котел» в действительности «переплавляет» не более 10% жителей. Большинство сохраняет национальные, в том числе языковые традиции, либо активно возвращается к своим национальным и религиозным корням. И это, наверное, вполне естественно, ведь любому нормальному человеку хочется быть и чувствовать себя членом семьи, небольшого спортивного клуба, религиозной общины и т.д. Выясняется, что довольно сильным в крупных городах является также желание быть со своей национальной общиной, чтобы вместе говорить на родном языке, играть в знакомые с детства игры, питаться любимыми блюдами.
Это может быть и телятина с кровью, и далма, и дранники, и фаршированная щука, и борщ с пампушками - в зависимости от национальной кухни. Не случайно поэтому важными центрами национально-культурной жизни в крупных и средних городах становятся этнические рестораны. Самый яркий пример у нас в городе - это ресторан Армения и кафе Баку.
Возвращаясь к Лос-Анджелесу, упомяну, что этот город и особенно знаменитый университет Беркли представляют собой удивительную по насыщенности национальную мозаику. Там есть крупные и хорошо организованные общины китайцев, японцев, вьетнамцев, русских, евреев, армян, хмонг (выходцы из Юго-Восточной Азии) и так далее. При этом четко фиксируется, что несколько общин образуют сообщество, внутри которого происходит довольно интенсивное экономическое, социальное, культурное, дружеское и иное общение.
Между союзами таких общин бывает сотрудничество, лояльность или соперничество. Именно поэтому в полиции Лос-Анджелеса успешно работают представители этнических общин, соприкасающихся при необходимости с определенной этнической группой горожан. Любопытно при этом, что общество высоко оценивает степень сложности работы полицейских в многоэтничном городе. А это важно, потому что в США работа полиции оценивается не степенью раскрываемости преступлений, а опросами общественного мнения. Если люди считают, что полиция охраняет их нормально, то это выступает главным критерием. Так вот, зарплата руководителя полиции в LA выше зарплаты президента Соединенных Штатов.
Разумеется, разница между, например, англичанами и сикхами в Лондоне или евреями и хмонг в Лос-Анджелесе значительно выше, чем различия между русскими и таджиками или молдаванами в Москве или Архангельске. Тем не менее, такие отличия есть и они довольно существенны. Более того, довольно часто небольшие этнические общины бывают очень сплоченными. Это, конечно, дает возможности как властям, так и правоохранительным органам достаточно эффективно взаимодействовать с такими общинами. В том числе и в профилактическом плане. Думаю, эти возможности сегодня еще недооценены нашими правоохранителями.
В другой аудитории мне уже приходилось приводить довольно яркий пример. 8 мая 2005 года Его Преосвященство, Епископ Архангельский и Холмогорский Тихон пригласил к себе в епархиальное управление на чашку чая руководителей национально-культурных объединений. Состоялся очень полезный, теплый и дружеский разговор. Атмосфера была самая доброжелательная. А через несколько дней едва не вспыхнула драка между двумя торговцами на Центральном рынке. Один был азербайджанцем, второй - армянином. При чем конфликт мог возникнуть вовсе не на почве национальной неприязни. Ребята просто не поделили торговое место. Драки, однако, удалось избежать именно на основании национальной мотивации. Третий работник рынка сказал своим знакомым: «Вы что, с ума сошли, ведь Мамикон Гекчян и Джамил Алиев вместе пьют чай у нашего епископа, а вы собрались драться!» Так вот, драки не произошло. Количество подобных примеров можно легко увеличить.
Говоря об английском и американском опыте я вовсе не призываю к тому, чтобы его копировать. Но изучить и использовать разумные наработки вполне возможно. И кое-где такая работа уже ведется. Например, в Татарстане и Краснодарском крае, где для милиционеров изданы специальные книжечки, рассказывающие об особенностях поведения, культуры, обычаях населяющих регион народов. Много делает для расширения такой деятельности замечательная общественная организация «Центр межнационального сотрудничества» под руководством Ашота Айрапетяна в Москве.
В ряде российских регионов подготовлены и подписаны соглашения о сотрудничестве между управлениями внутренних дел и Советами или Ассоциациями национальных общин. Такое соглашение было тщательно подготовлено и успешно действует, например, в Карелии. Есть такие документы и в некоторых других регионах. Инициаторами подобных соглашений, как правило, выступают представители правоохранительных органов.
Есть определенные положительные сдвиги и в нашем регионе. Замечу кстати, что в Архангельской области Совет национальностей возник одним из первых в России. Хочется вспомнить, что у его идейных и организационных истоков стояли Епископ Тихон, Валерий Анатольевич Гауптман и выдающийся наш историк, профессор Владимир Николаевич Булатов, чей земной путь завершился в июле 2006 года.
В середине сентября состоялась чрезвычайно важная и очень плодотворная встреча губернатора Архангельской области Ильи Филипповича Михальчука и Совета национальностей. Губернатор сформулировал по итогам встречи пять поручений. Два из них выполнены, над остальными идет довольно энергичная работа. В упомянутой встрече принимали также участие мэр Архангельска Виктор Павленко и высокопоставленные представители УВД и ФСБ. С Виктором Николаевичем мы позже обсуждали состоявшуюся встречу, а вот вопросов, комментариев, уточнений со стороны представителей упомянутых ведомств, насколько мне известно, пока не последовало. Хотя факт их присутствия на встрече губернатора и общественности выглядит достаточно оптимистично.
Есть и другие положительные примеры. На крупнейшем нашем оборонном предприятии Севмаше работает большая группа индийских инженеров и специалистов. По заказу индийской стороны на Севмаше модернизируется тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков». Его новое название - «Викрамадитья», в переводе с хинди - «Всемогущий». Приятно заметить, что генеральный директор Севмаша Николай Яковлевич Калистратов и его заместитель по военно-техническому сотрудничеству Сергей Иванович Новоселов уделяют большое внимание не только выполнению контракта, но и созданию для индийских партнеров комфортных условий, помогающих поддерживать национальные культурные традиции. Один из последних примеров - прекрасно организованное празднование в Северодвинске Дня независимости Индии. С другой стороны, индийских специалистов и инженеров успешно знакомят с историей и культурой нашей страны. Упомяну об одном эпизоде. В сентябре две группы индусов посетили наш знаменитый Антониево - Сийский монастырь, где для них были организованы прекрасные экскурсии и обед, в который, конечно, не входила говядина.
Такое внимание заводского руководства укрепляет партнерские и дружеские отношения и намечает их новые перспективы. Возвращаясь к основной теме, замечу, что хорошие перспективы, по - видимому, имеются и в сфере плодотворного сотрудничества между ветвями власти, национально-культурными объединениями и правоохранительными органами как в Архангельской области, так и в России в целом.
При подготовке доклада использованы материалы семинара, посвященного взаимодействию органов власти, правоохранительных органов и общественных организаций. Семинар был организован «Центром межнационального сотрудничества» в Звенигороде, 28 - 29 октября 2008 года)
06.11.2008 г., Архангельск
Фото А.Бочнева