Опыт деятельности Национально-культурной автономии поморов и Совета национальностей Архангельской области показывает, что проблемы в межнациональных вопросах лежат в двух плоскостях: взаимоотношения этнических групп с властью и межэтнические взаимодействия (в т.ч. конфликты). Недостаток внимания к проблемам коренного населения тем или иным образом в конечном итоге оказывает влияние и на общий климат отношений в разнородной этнической среде (пример: отстрел поморами оленей выпасаемых в Мезенском районе ненцами). Если вопросы развития межэтнических контактов решаются, благодаря в т.ч. и Совету национальностей, на «твердую четверку», то взаимоотношения с властями пока сложно признать удовлетворительными.
Недовольство в сфере национальных вопросов (в среде аборигенных народов в первую очередь) возникает там, где коренное население начинает ощущать себя временщиками или нежданными гостями на земле предков. Препятствия осуществлению традиционных промыслов, на фоне развивающейся предпринимательской активности народов бывших союзных республик, порождает негативные посылы, как в адрес властей, так и в адрес представителей иных этнических групп.
Заместитель губернатора по социальным вопросам в своем докладе неоднократно отметила плодотворное сотрудничество власти с этническими диаспорами и положительную динамику развития взаимоотношений с ними. Считаю, что о «плодотворности» можно говорить лишь при наличии реальных «плодов», которые пока мало заметны. Что касается «динамики», то она, на мой взгляд, уж очень хорошо скрыта, как динамика стоящей на старте спортивной машины, рискующей так и не двинуться с места.
Особую тревогу вызывает озвученный губернатором принцип «безприоритетности» поддержки традиционной культуры поморов Архангельской области и уравнивания в подходах к ней с культурами народов соседних республик и государств. Представляется вполне логичным, что в Казани особое внимание уделяется культуре татар, в Сыктывкаре - народа коми, а в НАО - ненцев. Почему у нас должно быть иначе? Уверен, что мои друзья и коллеги из азербайджанской, еврейской или армянской диаспор не будут в обиде за особое внимание губернатора к культуре возглавляемой им области. Предвосхищая возможные упреки, хочется сказать, что если власть опасается «увода средств не туда», поморские этнические организации могут привлекаться лишь в качестве консультантов по организации тех или иных мероприятий или праздников. В этом случае, органы власти работают напрямую с подрядными организациями и оплачивают оказываемые ими работы и услуги без посредников. Отмечу, что Автономия поморов, как и другие этнические организации, доносят до властей социальный заказ тех групп граждан, чьи интересы они представляют. Удовлетворить все возрастающий интерес народа к родной культуре - прямая обязанность руководства области.
Присутствующим в зале студентам особо хочется заметить, что они учатся не в морском или рыболовецком учебном заведении, как это может показаться жителям других регионов, а в Поморском государственном университете, находящемся на территории исторического Поморья и в краю славных поморов. К сожалению, в последнее время стало модным называть наш край Русским Севером, хотя нигде больше в России вы не услышите о Русском Юге, Западе или Востоке. Из-за недостаточной популяризации поморских терминов и брэндов, житель средней полосы порой путает Архангельск с Астраханью, а Приморье с Поморьем. Это недопустимо.
Поскольку Автономия поморов обязана выражать интересы в первую очередь коренного населения, вынуждены обратить внимание на следующие пробелы в области региональной национальной политики:
1. Социально-экономическое положение в местах традиционного проживания и промыслов поморов ухудшается. Предусмотренные законом механизмы оперативного влияния на складывающуюся ситуацию не задействуются. До сих пор безосновательно не решен вопрос о включении поморов в Единый перечень коренных малочисленных народов России с предоставлением им соответствующих прав и гарантий.
2. Ни одна из предложенных Автономией поморов областной администрации сфер взаимодействия не получила одобрения, а ранее запущенные программы «заморожены».
3. О результатах рассмотрения предложений, направленных областной администрацией (по запросу Минрегионразвития после Совещания по вопросам социально-экономического и этнокультурного развития российских поморов от 25.12.2007г.) ничего не известно, а озвученные на Совещании предложения поморов остались без удовлетворения.
4. Попытки развития поморских проектов, представляющих реальную альтернативу западной псевдокультуре и бездуховности натыкаются на безразличие властей.
Взаимодействие властей с Советом национальностей пока рано оценивать, поскольку состоялось лишь знакомство председателей этнических диаспор с губернатором.
В своем докладе я постарался не заигрывать с властью, а изложить реальное положение вещей в сфере региональной национальной политики. Если прозвучавшая в нём критика будет воспринята властью адекватно, большую часть проблем можно будет решить в достаточно короткие сроки.
Ноябрь 2008г., Архангельск