«Когда утверждался нынешний герб Архангельска в 1989 году, среди городских депутатов людей вооцерковленных не было вообще, а людей, знакомых с основами христианской культуры, было мало, - сообщил ИА «RUSNORD» Александр Иванов. - В каноническом тексте Священного Писания Архангел Михаил - руководитель небесного воинства, встречается несколько раз, и только один из библейских сюжетов связан с ниспровержением дьявола с небес. И если наш город назван в честь архистратига Михаила, а не дьявола, то изображение герба надо пересмотреть в соответствии».
«На каждом историческом этапе существует свое понимание национальной истории, религиозной традиции. И если в 90 - е годы в Архангельске было трудно найти Библию, то сегодня Священное Писание доступно всем, многие архангелогородцы в состоянии разобраться в вопросах веры. На мой взгляд, сегодня пришла пора переосмыслить те символы, которые были приняты в то время, когда у нас не было, да и не могло еще быть полного понимания духовных традиций. Сегодня мы знаем каноны православной веры. Ведь любое упоминание бесов, в том числе и в форме изображения, есть призыв нечистой силы. Нет ничего хорошего в том, что на каждой официальной печати, документе, бланке содержится призыв к дьяволу. Сегодня эта проблема многими осознается, а, значит, пришла пора менять герб города и области», - уверен Александр Иванов.
Неоднократно свое отношение к гербу высказывал и экс-мэр Архангельска Олег Нилов Цитата из интервью агентству «Двина Информ» от 07.11.2004 года: «На гербе Архангельска изображен поединок Михаила Архангела с дьяволом. В нашем городе происходит вечная борьба Добра со Злом. Так было в исторические времена, так было при социализме, ну и сегодня бесовщина, особенно перед выборами, кидается на горожан из всех темных щелей».
Справка ИА «Православие на Северной земле»:
Русский город с именем Предводителя Небесных Сил бесплотных Архангела Михаила с легкой руки итальянского геральдиста Франциска Санти обрел в начале 18 века герб, открыто попирающий православные каноны. На главном городском символе Святой Архистратиг изображен в виде крылатого античного воина, кружащего над огромным черным дьяволом. Подобное натуралистическое изображение Архангела Михаила встречается на гербах Брюсселя (Бельгия) и Суффленгейма (Франция) и вполне соответствует католической традиции, в которой был воспитан Санти.
Стоит также заметить, что единственным эталоном герба считается его точное словесное геральдическое описание (блазон). Приведем блазон архангельского герба: «На золотом фоне изображён летящий в лазоревом одеянии Архангел Михаил, вооружённый мечом и щитом и ниспровергающий поверженного дьявола». Но враг рода человеческого на гербовом изображении совсем не выглядит поверженным. Наоборот, схватка продолжается, и ее исход далеко не ясен. Символика герба также нарушена: добро еще не победило зло, русское воинство не победило неприятеля. В то время как на брюссельском, и на суффленгеймском гербах таких нарушений нет: дьявол там нисповергнут и попран.
Натурализм архангельского герба, порожденный католическим сознанием Санти, противоречит православной традиции, а, следовательно, духовному и историческому пути Архангельска. Нарушенная символика приводит к бесконечным геральдическим спорам, а большинство жителей просто не понимает значения городского герба.
В 1989 году у депутатов архангельского горсовета была возможность исправить ситуацию, но народные избранники, «не мудрствуя лукаво», вернули городу исторический герб. Изображение, правда, несколько подредактировали, и в результате дьявол обрел еще больше силы и реалистичности. С тех пор, по меткому выражению некоторых политиков, «Архангельск непрестанно лихорадит».
Фото Н.Гернета