На сегодняшний день в Архангельске проживает порядка 370 тысяч жителей, зарегистрировано 85956 транспортных средств (не считая общественного транспорта, грузовых и служебных автомобилей).
Каждый день ГИБДД регистрирует порядка 100 машин, в осенне-зимний период - чуть меньше.
По прогнозам, к 2020 году число автомобилей вырастет вдвое, так что многочасовые пробки по всем направлениям уже совсем не за горами.
Решение главной архангельской пробки на перекрестке пр. Обводный канал и ул. Урицкого существует, считает председатель общественного фонда «Справедливый Архангельск» Сергей Аверин.
По данным компании Автодорконсалтинг, перекресток перегружен:
▪ в период с 8:00 до 9:00 (загрузка 107%)
▪ в период с 10:00 до 14:00 (загрузка 102-118%)
▪ в период с 15:00 до 19:00 (загрузка 103-115%)
- работает на пределе пропускной способности:
▪ в период с 9:00 до 10:00 (загрузка 93%)
▪ в период с 14:00 до 15:00 (загрузка 94%)
Только с 7 до 22 часов средняя интенсивность движения на перекрестке Урицкого - Обводный составляет 28452 автомашин.
Очевидно, что локального решения данной проблемы не существует, и оно должно быть комплексным.
И такое решение проблемы может быть следующим:
Если использовать пустырь перед зданием Поморского государственного университета, давно превращенный в болото, то можно устроить съезд с железнодорожного моста напрямую на пр. Ломоносова. А недавно сделанный односторонний съезд с железнодорожного моста до ул.Тимме возможно сделать двусторонним и пустить часть атомобильного потока напрямую с Привокзального микрорайона на мост или на пр.Ломоносова, не заезжая на ул. Урицкого. Для города это очень выгодное и очень малозатратное решение.
Но это при условии, что руководство ПГУ займет государственную позицию.
Что важнее городу - библиотека или новая дорога?
Оказалось, что пустырь - болотце перед главным корпусом Поморского университета - это площадки, где еще в советские времена была запланировано строительство здания отдельной вузовской библиотеки. Несколько странно, что ранее, когда не было электронных библиотек, и в крупном книгохранилище действительно была потребность, библиотеку в ПГУ не строили, а сейчас, когда огромные библиотеки заменяет одна комната с полками для компакт-дисков, это строительство вдруг начало быть актуальным.
Как рассказала ректор ПГУ Ирина Луговская, заболоченный пустырь перед зданием университета - земля федеральная, а не муниципальная, и отдавать ее городу она не собирается. На этом месте будет строиться библиотека. Мало того, уже заказано проектирование этого здания. По мнению Ирины Луговской, город может обойтись узкой полоской вдоль съезда с моста, где возможно устроить полосу для одностороннего движения машин - без возможности съезда с моста на пр. Ломоносова и тем более заезда на него.
В итоге у города есть два варианта договориться с руководством университета. Первый - выделить университету землю для строительства библиотеки в другом месте. Второй - выкупить необходимую для города землю.
По словам генерального директора компании «Автодорожный консалтинг» Елены Сватковой, теоретически, возможно и третье компромиссное решение. Для съезда с моста при такой разности отметок необходима дорога радиусом около 200 метров.
В центре радиуса возможно строительство здания библиотеки, а для соединения с главным корпусом на уровне третьего этажа через дорогу можно сделать переход. Это непростое архитектурное решение, но очень оригинальное, и оно может решить много вопросов. В любом случае, пока этот вопрос никто более чем на уровне идеи не прорабатывал.
Серей Аверин (на фото справа) предложил создать постоянно действующий городской «Техсовет». Это должен быть орган, в чьи функции будет входить решение стратегических вопросов, связанных с развитием транспортной системы города, транспортной инфраструктуры, благоустройства.
Решение по данному вопросу, как и по целому ряду других вопросов, связанных с развитием транспортной системы города, транспортной инфраструктуры, благоустройства не может быть принято кем-то единолично, это должно быть общее решение всех заинтересованных сторон. В работе указанного органа должны принять участие ГИБДД, департаменты администрации области, управление дорог и мостов, управление транспорта и связи, управление архитектуры и строительства, Архангельскавтодор, независимые эксперты. Сейчас такой коллегиальный орган собирается только по спорным вопросам.
«Я думаю, что в Архангельске назрела необходимость вводить регулярные заседания городского «техсовета», - считает Сергей Аверин. - В Архангельске есть много неотложных вопросов. Кроме съезда с моста на пустыре перед ПГУ, что позволит развязать сложнейшую пробку на перекрестке ул.Урицкого и пр.Обводный канал, в Архангельске есть не менее острая и срочная проблема. Уже началось строительство делового центра прямо посреди проезжей части ул. Выучейского между проспектами Новгородский и Советских космонавтов. Это строительство необходимо остановить, иначе будет навсегда утеряна для города одна из важнейших транспортных артерий». Напомним, что прямому шестиполосному движению от Морского вокзала до площади Дружбы народов по ул. Выучейского в генплане отведено такое же значение, как и улице Воскресенской.
В ближайшие выходные запланирована встреча жителей с председателем общественного фонда «Справедливый Архангельск» Сергеем Авериным и составление обращения в адрес губернатора с просьбой срочно вмешаться в ситуацию и остановить воровство дороги у города.
Николай Брусникин
P.S. Отдельное спасибо сотруднику пресс-службы ГИБДД по Архангельской области Алексею Лукичеву за предоставленные данные
Фото Михаила Денисова