Прошедшая недавно конференция в «Архангельскавтодоре», посвященная новым технологиям в области дорожного строительства, на которой присутствовали специалисты из Финляндии и других регионов России, в результате не привела к каким-либо новшествам, которые можно было бы реализовать на территории нашей области. Регионы России и ближнего зарубежья предлагали областным автодорожникам купить технологии, применяемые именно в их регионах. Потребности и природно-климатические условия Архангельской области не учитывались. Поэтому понятно, почему предложения отметались архангельскими дорожниками сразу. Результат: сдвигов в лучшую сторону как не было до конференции, так и не будет и после. Кроме того, в Архангельской области есть свои специалисты по специфике дорожного строительства, предлагающие свои запатентованные изобретения в этой области.
По утверждению главного специалиста в области инженерной геологии, профессора и заслуженного изобретателя РФ Александра Конюхова, проблема плохих дорог Архангельской области заключается в неправильной технологии проектировки и разработки грунта, имеющего кислую среду и повышенную заболоченность.
«В ныне практикуемой технологии строительства дорог на территории области используются водопропускные коллекторы, - рассказал корреспонденту ИА «RUSNORD» Александр Конюхов, - это очень неэффективно, так как при слишком влажной почве, особенно весной, они проседают, грунты под насыпью размываются, и, как следствие, ухудшается пропускная способность коллекторов - они просто не успевают пропустить такое огромное количество влаги. Вместо них в нашем северном регионе нужно использовать сильно фильтруемый искусственный слой, к тому же, если посчитать расходы, то получается, что это менее затратно. Я предлагал этот вариант управлению по строительству дорог и мостов администрации области. Но для того, чтобы этот вариант внедрить в производство потребуется еще больше финансовых вложений, чем в строительство дорог по уже существующим проектам».
Технология, предлагаемая Конюховым, по его собственному мнению может убить сразу двух зайцев: строить дороги в соответствии с природно - климатическими условиями области и улучшить экологическую обстановку в регионе. Строить в соответствии с климатом почвы - значит искусственным способом уменьшать заболоченность грунта под дорожной насыпью. Для этого, вместо проседающих водоотводных коллекторов есть предложение использовать искусственный фильтрационный слой. Этот слой должен состоять из искусственного щебня, один из компонентов которого отходы производства крупных предприятий области: нефтешламы и таловый пег. Эти отходы по области не утилизируются должным образом, существуют лишь специальные карьеры, куда они сливаются. Перереработка нефтешламов приносит значительные финансовые убытки предприятиям, плюс экологический вред окружающей среды. При этом эти отходы являются очень хорошим сырьем для производства искусственного фильтрационного слоя, предлагаемого Конюховым для грунотвого основания.
Главная проблема в том, что, как упоминалось выше, внедрение и разработка технологии стоит на порядок дороже, чем нынешнее латание дорожных дыр.
Фото Н.Гернета, архив