А вот мне, грешному, Америка нравилась всегда. Еще в школе переживания американского тинэйджера Холдена Колфилда из «Над пропастью во ржи» Селинджера были ближе и понятнее, чем желание комсомольца Васи Пупкина найти свое личное счастье на строительстве Байкало-Амурской магистрали. А еще джинсы, рок-н-ролл, «Благослови детей и зверей»… да много всего.
И ведь я не один был такой. Сколько бы советская пропаганда ни нудила по поводу «агрессивной политики вашингтонских ястребов», в нее мало кто всерьез верил. Наоборот, все мои знакомые только и мечтали, как минимум, самим почувствовать «запах западного гниения». Как максимум, позагнивать вместе с ними. Уж очень привлекательным был тот запах. С ноткой мятной жвачки…
Итак, с чем приехал Барак Обама? Мне иногда кажется, что он до сих пор не может выйти из режима президентской гонки. Многие его действия и высказывания носят явный популистский оттенок.
Примеры? Вот самые свежие. Президент США громогласно объявляет о начале новой эры в американо-исламских отношениях, делает очередной акцент на собственных мусульманских корнях. И уже через несколько дней не возражает против того, если Израиль со всей дури вдарит по иранским ядерным объектам. Излишне говорить, что у миллионов людей на планете после таких речей давление то прыгает вверх, то опускается до критических отметок, причем действия эти происходят в противофазе в зависимости от страны проживания. Хотя, если разобраться, произнесенные в обоих случаях слова рассчитаны исключительно на разные группы своих собственных избирателей, сама же Америка не спешит отказываться от давно разработанных доктрин.
И ведь предчувствия не обманули. В первый же день Обама с Медведевым подписывают судьбоносный протокол о намерениях по СНВ, договариваются провести ядерный саммит на нашей территории, создают очередную Комиссию, способную утереть нос аналогичному предприятию «Гор-Черномырдин». И смотрятся вместе два президента вполне гармонично: молодые, веселые, почти здоровые… Ей-богу, опять закрадываются подозрение – уж не под Обаму ли Путин Медведева в преемники выдвигал? Победи в прошлом ноябре Маккейн, с ним лучше бы смотрелся Иванов, а так, в самую точку.
Кстати, американский президент и сам деликатно прошелся по этой теме. В этом плане, он высказал удовлетворение тем, что внешней политикой у нас занимается именно Медведев, Путин всё больше «на хозяйстве». Хотя и польстил Владимиру Владимировичу, пару раз назвав его президентом. Знакомое дело, мы тоже в армии подполковников частенько повышали до полковников при обращении. Так, на всякий случай. Тем более, что и Путин выступил в несвойственной ему роли радушного и хлебосольного хозяйственника, отпочевав высокого гостя черной икрой, пельменями из рябчиков и прочими исконно русскими забавами. «Иван Васильевич меняет профессию» да и только!
Конечно, можно рассматривать программу визита и под другим углом. Третьим номером в ней стоит общение с Горбачевым, персоной спорной, почти оппозиционной нынешнему режиму. С другой стороны, такая избирательность совсем не означает недооценки сегодняшних хозяев Кремля. Всё-таки Обама новичок в большой политике, ему может быть просто интересно общение с «мастодонтом» из недавнего прошлого, опять же, ни к чему конкретно не обязывающее.
Всё вышеперечисленное совсем не означает полное отсутствие острых углов в новых российско-американских отношениях. Например, Обама сам упомянул проблему целостности Грузии, за язык его никто не тянул. А что вы хотели? В Саакашвили вложены деньги и немалые, которые обидно пускать на ветер. Однако и в самой Грузии прозвучали здравомыслящие высказывания о том, что, чем меньше США и Россия будут влезать в ее внутренние дела, тем грузинам лучше. Почти уверен, Барак еще не раз ухватится за эту тему, если сам же ее не создал.
Возможны ли были другие итоги визита? Типа, не понравились друг другу, переругались, разлетелись дальше копить злобу лютую? Уверен, что нет. Потому что нет другого выхода ни у них, ни у нас. Ни США, ни России не нужен китайский или исламский мир, две самые реальные угрозы современному мироустройству. Остается дружить между собой, по крайней мере, сотрудничать.
На том и порешили…