7 июля Обама призвал максимально использовать потенциал экономических отношений между Россией и США. «По всем категориям велика необходимость в улучшении», - пишут авторы доклада относительно России. В списке из 121 страны Россия расположилась на 109-м месте - позади Буркина-Фасо и Сирии. «Главы компаний мало верят властям и сомневаются в их способности обеспечивать соблюдение закона и порядка», - говорится в докладе.
США заняли в списке 16-место, а тройку лидеров составили Сингапур, Гонконг и Швейцария. Ограниченный доступ на российский рынок и сложная система импортных пошлин повлияли на столь низкое место России, отмечают авторы доклада. За свою транспортную и коммуникационную инфраструктуру Россия получила 56-е место.
"Главы компаний правильно сомневаются, - считает председатель президиума коллегии адвокатов "Сфера" (г. Вологда), доцент филиала МГЮА Сергей Донец. - Неэффективным оказывается современный менеджмент «Единой России». Причина? Власти опасаются, что открытость рынка, в частности, правила открытого общества, в целом, пошатнут их единоличное право на магистральный путь развития России».
Эксперт считает, что такая экономическая политика России будет иметь самые печельные последствия: « Мы в своей истории уже проходили и «закрытость экономики» и ее плановое управление, и слышали лозунги «сделать экономику экономной». Изобретали велосипед и удивляли мир своей самобытностью, как давеча Обаму самоваром с сапожной тягой. Мы в очередной раз при всех наших природных ресурсах, «золотых» умах и пр. не сможем ничего конкурентного продвинуть на мировой рынок».
Сергей Донец уверен, что открытость российской экономики выгодна, прежде всего, самой России: «Наша экономика не развалилась еще окончательно только благодаря тем элементам «открытого, свободного рынка», которые мы при всей нелюбви к Западу используем: международные банковские и финансовые системы, международный менеджмент, международные корпорации, международный обмен сырьевыми ресурсами и высокими технологиями, международные рынки рабочей силы, в том числе в сфере науки и образования... Мир стал глобальным. В иных системах миру не выжить. Мыслить категориями национальных экономик, национальной валюты, национальных приоритетов - это значит все больше втягиваться в конфронтацию с остальным миром, стремящимся сообща решать глобальные проблемы уживчивости государств и народов, находящихся на разных формационных уровнях развития».
По мнению исполнительного директора регионального экологического центра Михаила Козельцева, «в России главная проблема, которая проходит через всю ее историю- это размытость прав собственности и их незащищенность. Рейдерство - яркий тому пример. Второй фактор - это коррупция, а отсюда и закрытость информации. Коррупция помимо морально этического аспекта плоха в плане непредсказуемости поведения партнеров, - оно перестает быть рациональным. Есть огромное количество примеров, когда выгодные для России проекты отвергались только потому, что конкретный чиновник не мог усмотреть в них свою выгоду. Трудности прихода на российский рынок компании ИКЕА яркое тому подтверждение. Сокращение иностранных инвестиций, деградация экономики, обнищание населения, безработица и как следствие социальные волнения - это фактически детерминированный для России вариант развития».
Михаил Козельцев также считает, что открытость российской экономики во всех случаях выгодна России, поскольку «это притягивает новых инвесторов и "просто" новых партнеров (консалтинговые компании, некоммерческие организации), таким образом, создавая атмосферу доверия. Вопрос о защитных мерах против недобросовестных инвесторов и партнеров - это вопрос из другой оперы, он вторичен. У нас вся жизнь в последнее время свелась к обеспечению безопасности. Это не жизнь, а паранойя. Открытость экономики - это следствие наличия открытого общества, а оно, безусловно, эффективно в 21 веке. Конечно, в каждом конкретном случае есть свои ограничения: вступаем ли мы в ВТО, или берем кредит у Всемирного Банка, но они не носят универсального характера».